ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
_____________________________________________________________________

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ (МАГИСТРАТУРА)

Специальность 1-43 80 02 «Энергетические системы и комплексы»

Степень Магистр технических наук

ВЫШЭЙШАЯ АДУКАЦЫЯ
ДРУГАЯ СТУПЕНЬ (МАГІСТРАТУРА)

Спецыяльнасць 1-43 80 02 «Энергетычныя сiстэмы iкомлексы»

Ступень Магiстр тэхнiчных навук

HIGHER EDUCATION

SECOND STAGE (MASTER’S STUDIES)

Speciality 1-43 80 02 «Power Systems and Complexes»

Degree Master of Engineering Sciences

Министерство образования Республики Беларусь

Минск

УДК [378.1:658.26[(083.74)(476)

Ключевые слова: высшее образование, вторая ступень, характеристика профессиональной деятельности, энергетика, энергоэффективные технологии, энергосбережение, требования, знания, умения, навыки, способности, компетенции, типовой учебный план, дисциплины, самостоятельная работа, научно-исследовательская работа, зачетная единица, качество высшего образования, обеспечение качества, магистерская диссертация, итоговая государственная аттестация

МКС 03.180

Предисловие

1. РАЗРАБОТАН Белорусским национальным техническим университетом

ИСПОЛНИТЕЛИ:

Баштовой В.Г., д-р физ.-мат. наук, проф. (руководитель);

Володин В.И., д-р техн. наук, проф.;

Пашинский В.А., канд. техн. наук, доцент.

ВНЕСЕН Управлением высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Министерства образования
Республики Беларусь __________________________________________________________________
указывается дата и номер постановления

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Настоящий стандарт не может быть тиражирован и распространен без разрешения Министерства образования Республики Беларусь
__________________________________________________________________________________

Издан на русском языке

Содержание

Область применения……………………………………………………….….4
Нормативные ссылки…………………………………………………………4
Основные термины и определения………………………………………….5
Общие положения……………………………………………………………...5

4.1. Общая характеристика специальности…………………………………………………..5

4.2. Требования к уровню основного образования лиц, поступающих для получения высшего образования второй ступени………………………………………5

4.3. Формы получения высшего образования второй ступени……………………………...6

4.4. Сроки получения высшего образования второй ступени……………………………….6

5. Характеристика профессиональной деятельности магистра……………...6

5.1. Сфера профессиональной деятельности магистра………………………………………6

5.2. Объекты профессиональной деятельности магистра………………………………...…6

5.3. Виды профессиональной деятельности магистра………………………………...……..6

5.4. Задачи профессиональной деятельности магистра……………………………….…….6

5.5. Возможности продолжения образования магистра……………………………………..7

6. Требования к компетентности магистра……………………………………..…..7

6.1. Состав компетенций магистра…………………………………………………….….…..7

6.2. Требования к академическим компетенциям магистра………………………….….…..7

6.3. Требования к социально-личностным компетенциям магистра…………………….….7

6.4. Требования к профессиональным компетенциям магистра…………………………….8

7. Требования к образовательной программе и содержанию учебно-программной документации………………………………………….……8

7.1. Состав учебно-программной документации……………………………………………..8

7.2. Общие требования к разработке учебно-программной документации……..………….8

7.3. Требования к составлению графика образовательного процесса…………...………….9

7.4. Требования к структуре типового учебного плана по специальности……………..…..9

7.5. Требования к разработке индивидуального плана работы магистранта……….…….10

7.6. Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям по учебным дисциплинам………………………...………11

7.7. Требования к содержанию научно-исследовательской работы магистранта………..12

7.8. Требования к содержанию и организации практики…………………………………..12

8. Требования к организации образовательного процесса……………………12

8.1. Требования к кадровому обеспечению образовательного процесса………………….12

8.2. Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса…………………………………………………………………………….……..12

8.3. Требования к научно-методическому обеспечению образовательного процесса…...13

8.4. Требования к организации самостоятельной работы……………………………….…13

8.5. Требования к организации идеологической и воспитательной работы……………....13

8.6. Общие требования к контролю качества образования и средствам диагностики компетенций…………………………………………………………….....13

9. Требования к итоговой аттестации………………………………………….……13

9.1. Общие требования……………………………………………………………….………13

9.2. Требования к магистерской диссертации………………………………………………13

Приложение Библиография……………………………………………………………...….15

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

_____________________________________________________________________

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ВТОРАЯ СТУПЕНЬ (МАГИСТРАТУРА)

Специальность 1-43 80 02 “Энергетические системы и комплексы”
Степень Магистр технических наук

ВЫШЭЙШАЯ АДУКАЦЫЯ. ДРУГАЯ СТУПЕНЬ (МАГІСТРАТУРА)

Спецыяльнасць 1-43 80 02 «Энергетычныя сiстэмы iкомлексы»

Ступень Магiстр тэхнiчных навук

HIGHER EDUCATION. SECOND STAGE (MASTER’S STUDIES)

Speciality 1-43 80 02 «Power Systems and Complexes»

Degree Master of Engineering Sciences

____________________________________________________________________________________

Дата введения 2012-09-01

1. Область применения

Стандарт применяется при разработке учебно-программной документации образовательной программы высшего образования второй ступени, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающей получение степени магистра, и образовательной программы высшего образования второй ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающей получение степени магистра (далее – образовательные программы магистратуры), учебно-методической документации, учебных изданий, информационно-аналитических материалов, систем управления качеством высшего образования.

Стандарт обязателен для применения во всех учреждениях высшего образования Республики Беларусь, реализующих образовательные программы магистратуры.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие правовые акты:

ГОСТ 31279-2004 Инновационная деятельность. Термины и определения

СТБ ИСО 9000-2006 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь

СТБ 1770-2009. Энергосбережение. Основные термины и определения

Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономи-ческой деятельности»

Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации»

Кодекс Республики Беларусь об образовании (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,2011 г., № 13, 2/1795)

3. Основные термины и определения

В настоящем образовательном стандарте применяются термины, установленные в Кодексе Республики Беларусь об образовании, а также следующие термины с соответствующими определениями:

Инновации – новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок (ГОСТ 31279-2004).

Инновационная деятельность – деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций (ГОСТ 31279-2004).

Компетентность – выраженная способность применять знания и умения (СТБ ИСО 9000-2006).

Компетенция – знания, умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач.

Магистр – лицо, освоившее содержание образовательной программы высшего образования второй ступени, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающей получение степени магистра или образовательной программы высшего образования второй ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающей получение степени магистра.

Магистерская диссертация – самостоятельно выполненная научно-исследовательская работа, имеющая внутреннее единство, посвященная решению теоретической, экспериментальной или прикладной задачи соответствующей сферы профессиональной деятельности, свидетельствующая о личном вкладе автора в науку и (или) практику.

Энергосбережение - организационная, научная, практическая, информационная деятельность государственных органов, юридических и физических лиц, направленная на снижение удельного расхода энергетических ресурсов на производство единицы продукции, работ или услуг в процессе их добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации.

Эффективное использование топливно-энергетических ресурсов - использование всех видов топливно-энергетических ресурсов экономически оправданными, прогрессивными способами при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении законодательства.

4. Общие положения

4.1. Общая характеристика специальности

Специальность 1-43 80 02 «Энергетические системы и комплексы» в соответствии с ОКРБ 011-2009 относится к профилю образования «Техника и технологии», направлению образования 43 «Энергетика» и обеспечивает получение степени магистра технических наук.

4.2. Требования к уровню основного образования лиц, поступающих для получения высшего образования второй ступени

4.2.1. Уровень основного образования лиц, поступающих для получения высшего образования второй ступени – высшее образование первой ступени по специальности 1-43 01 06 «Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент».

4.2.2. Лица, имеющие высшее образование первой ступени по иным специальностям, участвуют в конкурсе с учетом результатов сдачи дополнительных экзаменов по учебным дисциплинам, перечень которых определяется учреждением высшего образования в соответствии с рекомендациями учебно-методического объединения по образованию в области энергетики и энергетического оборудования.

4.3. Формы получения высшего образования второй ступени

Обучение в магистратуре предусматривает следующие формы: очная (дневная), заочная.

4.4. Сроки получения высшего образования второй ступени

Нормативный срок получения высшего образования второй ступени в дневной форме составляет 1 год.

Сроки получения высшего образования второй ступени в вечерней и заочной формах могут увеличиваться на 0,5 года относительно нормативного срока.

5. Характеристика профессиональной деятельности магистра

5.1. Сфера профессиональной деятельности магистра

Основными сферами профессиональной деятельности магистра являются:

– 803 Высшее образование;

– 73 Научные исследования и разработки.

5.2. Объекты профессиональной деятельности магистра

Объектами профессиональной деятельности магистра являются:

- процессы и устройства преобразования видов энергии;

- системы энергоснабжения предприятий, зданий и сооружений;

- системы транспорта тепловой и электрической энергии.

5.3. Виды профессиональной деятельности магистра

Магистр должен быть компетентен в следующих видах деятельности:

- научно-исследовательской;

- научно-педагогической и учебно-методической;

- организационно-управленческой.

5.4. Задачи профессиональной деятельности магистра

Магистр должен быть подготовлен к решению следующих задач профессиональной деятельности:

- использование достижений науки и передовых технологий в области энергоснабжения и энергопользования;

- подготовка и проведение занятий с обучающимися, руководство их научно-исследовательской работой, разработка учебно-методического обеспечения;

- разработка предложений по повышению энергоэффективности технологических процессов и оборудования;

- проведение анализа экономической деятельности организаций, связанной с вопросами энергообеспечения и энергопользования, разработка предложений по повышению эффективности использования энергоресурсов;

- технико-экономическое обоснование инновационных проектов в области энергоэффективности;

- осуществление организационно-управленческих функций (организационно-управленческая деятельность)

5.5. Возможности продолжения образования магистра

Магистр должен быть подготовлен к освоению образовательной программы аспирантуры преимущественно по следующим специальностям:

05.14.01 Энергетические системы и комплексы;

01.04.14 Теплофизика и теоретическая теплотехника;

05.14.04 Промышленная теплоэнергетика;

6. Требования к компетентности магистра

6.1. Состав компетенций магистра

Освоение образовательной программы магистратуры должно обеспечить формирование следующих групп компетенций:

академических компетенций – углубленных научно-теоретических, методологических знаний и исследовательских умений, обеспечивающих разработку научно-исследовательских проектов или решение задач научного исследования, инновационной деятельности, непрерывного самообразования;

социально-личностных компетенций – личностных качеств и умений следовать социально-культурным и нравственным ценностям; способностей к социальному, межкультурному взаимодействию, критическому мышлению; социальной ответственности, позволяющих решать социально-профессиональные, организационно-управленческие, воспитательные задачи;

профессиональных компетенций – углубленных знаний по специальным дисциплинам и способностей решать сложные профессиональные задачи, задачи научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, разрабатывать и внедрять инновационные проекты, осуществлять непрерывное профессиональное самосовершенствование.

6.2. Требования к академическим компетенциям магистра

Магистр должен иметь:

АК-1. Способность к самостоятельной научно-исследовательской деятельности (анализ, сопоставление, систематизация, абстрагирование, моделирование, проверка достоверности данных, принятие решений и др.), готовность генерировать и использовать новые идеи.

АК-2. Методологические знания и исследовательские умения, обеспечивающие решение задач научно-исследовательской, научно-педагогической, управленческой и инновационной деятельности.

АК-3. Способность к постоянному самообразованию.

АК-4. Самостоятельно приобретать новые знания и умения, в том числе в областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.

АК-5. Использовать базы данных, пакеты прикладных программ и средства компьютерной графики.

АК-6. Использовать основные законы естествознания, фундаментальные общеинженерные знания в профессиональной деятельности.

АК-7. Способность оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы.

6.3. Требования к социально-личностным компетенциям магистра

Магистр должен:

СЛК-1. Уметь учитывать социальные и нравственно-этические нормы в социально-профессиональной деятельности.

СЛК-2. Быть способным к сотрудничеству и работе в команде.

СЛК-3. Владеть коммуникативными способностями для работы в междисциплинарной и международной среде.

6.4. Требования к профессиональным компетенциям магистра

Магистр должен быть способен:

Научно-исследовательская деятельность

ПК-11. Квалифицированно проводить научные исследования в области энергоэффективности.

Научно-педагогическая и учебно-методическая деятельность

ПК-НП-1. Проводить учебные занятия в учреждениях среднего специального и высшего образования.

ПК-НП-2. Разрабатывать и использовать современное учебно-методическое обеспечение.

ПК-НП-3. Осваивать и внедрять в учебный процесс инновационные образовательные технологии.

ПК-НП-4. Руководить исследовательской работой обучающихся.

ПК-НП-5. Планировать и организовывать воспитательную работу с обучающимися.

ПК-НП-6. Осуществлять мониторинг образовательного процесса, диагностику учебных и воспитательных результатов.

Организационно-управленческая деятельность

ПК-9. Принимать оптимальные управленческие решения.

ПК-10. Осваивать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности.

7. Требования к образовательной программе и содержанию учебно-программной документации

7.1. Состав учебно-программной документации

7.1.1. Образовательная программа высшего образования второй ступени, формирующая знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающая получение степени магистра, включает следующую учебно-программную документацию:

– типовой учебный план по специальности;

– учебный план учреждения высшего образования по специальности;

– типовые учебные программы по учебным дисциплинам;

– программы-минимумы кандидатских экзаменов по общеобразовательным дисциплинам;

– программы-минимумы кандидатских зачетов (дифференцированных зачетов) по общеобразовательным дисциплинам;

– учебные программы учреждения высшего образования по учебным дисциплинам;

– программу практики;

– индивидуальный план работы магистранта.

7.1.2. Образовательная программа высшего образования второй ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающая получение степени магистра, включает следующую учебно-программную документацию:

– типовой учебный план по специальности;

– учебный план учреждения высшего образования по специальности;

– учебные программы учреждения высшего образования по учебным дисциплинам;

– программу практики;

– индивидуальный план работы магистранта.

7.2. Общие требования к разработке учебно-программной документации

7.2.1. Максимальный объем учебной нагрузки магистранта не должен превышать 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной работы.

7.2.2. Объем обязательных аудиторных занятий, определяемый учреждением высшего образования с учетом специальности, устанавливается не более 18 аудиторных часов в неделю. Для магистрантов из числа иностранных граждан объем аудиторных занятий может быть увеличен учреждением высшего образования.

7.2.3. В часы, отводимые на самостоятельную работу по учебной дисциплине, включается время на подготовку к экзаменам.

7.2.4. В заочной форме получения образования объем аудиторных занятий должен быть не менее 60 академических часов в учебном году (включая консультации и другие виды аудиторной работы).

7.3. Требования к составлению графика образовательного процесса

7.3.1. Примерное количество недель по видам деятельности в зависимости от срока реализации образовательной программы высшего образования второй ступени, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающей получение степени магистра, в дневной форме получения высшего образования определяется в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1

Виды деятельности, установленные учебным планом Продолжительность срока обучения, недель (1 год)
Теоретическое обучение и научно-исследовательская работа 31
Экзаменационные сессии 3
Практика 2
Итоговая аттестация 6
Каникулы 2
Итого, недель 44

7.4. Требования к структуре типового учебного плана по специальности

7.4.1. Типовой учебный план подготовки магистра по образовательной программе высшего образования второй ступени, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающей получение степени магистра, разрабатывается в соответствии со структурой, приведенной в таблице 3.

Таблица 3

№ п/п Наименование видов деятельности магистранта, циклов дисциплин, дисциплин Объем работы (в часах) Зачетные единицы Коды формируемых компетенций год
1. Цикл дисциплин кандидатских экзаменов и зачета 768
1.1 Философия и методология науки2 240 6 АК-2, АК-6
1.2 Иностранный язык2 420 11 СЛК-3
1.3 Основы информационных технологий2 108 3 АК-5
2. Цикл дисциплин специальной подготовки 372
Государственный компонент3 192
2.1 Педагогика и психология высшей школы 84 2 СЛК-1, СЛК-2,ПК-НП-1
Научные проблемы энергосбережения 108 3 АК-3, АК-4
Компонент учреждения высшего образования 180 5 АК-3, АК-4 ПК-10
3. Научно-исследовательская работа 696 18 АК-1, ПК-11,
4. Практика 108 3 ПК-10, ПК-11,ПК-НП-2
5. Итоговая аттестация 324 9 АК-6, ПК-9
Всего 2268 60

Примечания:

1. Объем работы в часах рассчитывается в пределах указанного процентного соотношения с выделением количества академических часов на аудиторные занятия и самостоятельную работу магистранта. Учреждения высшего образования имеют право переводить до 90 % предусмотренных типовым учебным планом по специальности аудиторных занятий в управляемую самостоятельную работу магистранта (кроме дисциплин кандидатских экзаменов и зачета).
2. Количество часов по учебным дисциплинам: «Философия и методология науки», «Иностранный язык», «Основы информационных технологий» должно быть не менее количества часов, предусмотренных программами-минимумами кандидатских экзаменов и зачета, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.
3. Набор дисциплин государственного компонента определяется учебно-методическим объединением в сфере высшего образования в объеме 30-35% от цикла дисциплин специальной подготовки. Компонент учреждения высшего образования составляет, соответственно, 65-70%.
4. Сумма зачетных единиц при получении высшего образования в дневной форме должна быть равной 60 за 1 год обучения, 90 – за 1,5 года обучения.
5. Коды формируемых компетенций указываются в соответствии с пунктами 6.2, 6.3, 6.4 настоящего стандарта.

7.4.3. На основании типового учебного плана по специальности разрабатывается учебный план учреждения высшего образования, в котором учреждение высшего образования имеет право изменять объем работы магистранта по различным видам деятельности, объемы циклов дисциплин, количество часов, отводимых на освоение учебных дисциплин (в пределах 10 %), без превышения максимального недельного объема нагрузки магистранта и при сохранении требований настоящего стандарта к содержанию образовательной программы магистратуры.

7.4.4. При разработке учебного плана учреждения высшего образования по специальности рекомендуется предусматривать дисциплины по выбору магистранта в объеме до 50 % от количества учебных часов, отводимых на компонент учреждения высшего образования.

7.4.5. Обучение иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства белорусской национальности, постоянно проживающих на территории иностранных государств, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь (далее – иностранные граждане), которые получили высшее образование первой ступени на территории иностранных государств, может осуществляться по индивидуальным учебным планам со сроком получения высшего образования до двух лет.

7.4.6. Необходимость составления индивидуальных учебных планов для граждан Республики Беларусь, получивших высшее образование первой ступени на территории иностранных государств, и иностранных граждан, получивших высшее образование первой ступени в Республике Беларусь, определяется учреждением высшего образования.

7.4.7. Руководитель научно-исследовательской работы магистранта и тема магистерской диссертации утверждаются руководителем учреждения высшего образования.

7.5. Требования к разработке индивидуального плана работы магистранта

7.5.1. Индивидуальный план работы магистранта разрабатывается руководителем научно-исследовательской работы магистранта совместно с магистрантом, обсуждается на заседании профилирующей (выпускающей) кафедры и утверждается руководителем учреждения высшего образования (заместителем руководителя учреждения высшего образования по учебной работе).

7.5.2. Индивидуальный план работы магистранта разрабатывается на основе учебного плана учреждения высшего образования по соответствующей специальности высшего образования второй ступени, устанавливает перечень и последовательность изучаемых учебных дисциплин, объем учебной нагрузки, включает программу подготовки магистерской диссертации, прохождения практики, осуществления научно-исследовательской работы, формы и сроки отчетности.

7.6. Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям по учебным дисциплинам

7.6.1. При освоении образовательной программы высшего образования второй ступени, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающей получение степени магистра, содержание общеобразовательных дисциплин и требования к компетенциям по этим дисциплинам устанавливаются программами-минимумами кандидатских экзаменов по общеобразовательным дисциплинам и программами-минимумами кандидатских зачетов (дифференцированных зачетов) по общеобразовательным дисциплинам, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь.

7.6.2. При освоении образовательной программы высшего образования второй ступени, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающей получение степени магистра, содержание учебной дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» и требования к компетенциям по этой дисциплине устанавливаются типовой учебной программой, утверждаемой Министерством образования Республики Беларусь.

7.6.3. Дисциплины государственного компонента цикла дисциплин специальной подготовки

Научные проблемы энергосбережения.

Концепция энергетической безопасности экономического развития Республики Беларусь. Законодательная основа, методы обеспечения энергетической безопасности и энергоэффективности. Национальная инновационная система Республики Беларусь. Критерии оценки научно-технического уровня научных и научно-технических разработок. Устройство и функционирование современных ТЭС и ТЭЦ. Парогазовые установки электростанций. Зарубежные классические паротурбинные энергоблоки нового поколения. Техническая стратегия обновления теплоэнергетики. Техническая стратегия обновления электроэнергетики. Классификация местных и возобновляемых источников энергии, перспективы и экологические аспекты их использования. Энергосбережение в зданиях и сооружения. Современные технологии использования тепловых ВЭР. Повышение эффективности энергоиспользующего оборудования зданий и сооружений. Модернизация систем теплоснабжения. Модернизация котельного оборудования. Повышение эффективности термических установок. Моделирование тепломассообменных процессов и способы их оптимизации.

В результате изучения дисциплины магистрант должен:

знать

- основные направления государственной политики в области энергосбережения;

- современные мировые тенденции повышения энергоэффективности;

- современные научные и технические достижения, обеспечивающие повышение эффективности производства, транспорта и потребления энергии;

- экологические и экономические проблемы энергетики и основные пути их решения,

уметь:

- реализовывать системный научный подход к организации энергоэффективности,

- осуществлять оценку технологических процессов и устройств с точки зрения их соответствия современным требованиям энергоэффективности;

- внедрять в практическую деятельность современные научно-технические достижения и информационные технологии, обеспечивающие повышение энергоэффективности;

- использовать и пропагандировать основные методы энергосбережения.

7.6.4. Содержание дисциплин компонента учреждения высшего образования и требования к компетенциям по этим дисциплинам устанавливаются учебными программами учреждения высшего образования по учебным дисциплинам.

7.6.5. Содержание дисциплин по выбору магистранта и требования к компетенциям по этим дисциплинам устанавливаются учебными программами учреждения высшего образования по учебным дисциплинам в соответствии с индивидуальным планом работы магистранта.

7.6.6. Учебные программы учреждения высшего образования по учебным дисциплинам должны отражать достижения существующих в учреждении высшего образования научно-педагогических школ по конкретным разделам соответствующих наук.

7.7. Требования к содержанию научно-исследовательской работы магистранта

Требования к содержанию научно-исследовательской работы разрабатываются профилирующей (выпускающей) кафедрой.

7.8. Требования к содержанию и организации практики

7.8.1. Образовательная программа высшего образования второй ступени, формирующая знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающая получение степени магистра, предусматривает организацию практики по специальности в учреждениях образования или научных организациях.

Практика направлена на закрепление знаний и умений, полученных в процессе теоретического обучения в магистратуре, овладение навыками исследования актуальных научных проблем, решения социально-профессиональных задач, применения инновационных технологий.

7.8.2. Для магистрантов заочной формы получения высшего образования практика по специальности может быть сокращена до 4 недель.

8. Требования к организации образовательного процесса

8.1. Требования к кадровому обеспечению образовательного процесса

Научно-педагогические кадры для магистратуры должны:

– иметь высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин и соответствующую научную квалификацию (ученую степень и (или) ученое звание);

– заниматься научной и (или) научно-методической деятельностью;

– не реже одного раза в 5 лет проходить повышение квалификации;

– владеть современными образовательными, в том числе информационными технологиями, необходимыми для организации образовательного и научно-исследовательского процессов на должном уровне;

– обладать личностными качествами и компетенциями, позволяющими эффективно организовывать учебную и воспитательную работу с магистрантами.

8.2. Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса

Учреждение высшего образования должно располагать:

– материально-технической базой, необходимой для организации образовательного и научно-исследовательского процессов, самостоятельной работы и развития личности магистранта;

– средствами обучения, необходимыми для реализации образовательной программы магистратуры (приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аудиовизуальные средства и иные материальные объекты).

8.3. Требования к научно-методическому обеспечению образовательного процесса

Научно-методическое обеспечение образовательного процесса должно соответствовать следующим требованиям:

– дисциплины учебного плана должны быть оснащены современной учебной, научной, иной литературой, учебными программами, учебно-методической документацией, учебно-методическими, информационно-аналитическими материалами;

– должен быть обеспечен доступ для каждого магистранта к библиотечным фондам, электронным средствам обучения, электронным информационным ресурсам (локального доступа, удаленного доступа) по всем учебным дисциплинам.

Научно-методическое обеспечение должно быть ориентировано на разработку и внедрение в образовательный процесс инновационных образовательных технологий, адекватных компетентностному подходу (вариативных моделей управляемой самостоятельной работы магистрантов, учебно-методических комплексов (в том числе электронных), модульных и рейтинговых систем обучения, тестовых и других систем оценивания уровня компетенций магистрантов и т. п.).

8.4. Требования к организации самостоятельной работы

Требования к организации самостоятельной работы устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

8.5. Требования к организации идеологической и воспитательной работы

Требования к организации идеологической и воспитательной работы устанавливаются в соответствии с рекомендациями по организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях высшего образования и программно-планирующей документацией воспитания.

8.6. Общие требования к контролю качества образования и средствам диагностики компетенций

8.6.1. Контроль качества образования осуществляется в форме текущей и итоговой аттестации магистрантов.

8.6.2. Диагностический инструментарий оценки уровня сформированности компетенций устанавливается профилирующей (выпускающей) кафедрой.

9. Требования к итоговой аттестации

9.1. Общие требования

9.1.1. Итоговая аттестация при завершении освоения содержания образовательной программы высшего образования второй ступени, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающей получение степени магистра, позволяет определить теоретическую и практическую готовность выпускника магистратуры к научно-исследовательской; научно-педагогической и учебно-методической; организационно-управленческой деятельности и освоению образовательной программы аспирантуры.

9.2. Требования к магистерской диссертации

9.2.1. Требования к структуре, содержанию, объему и порядку защиты магистерской диссертации определяются учреждением высшего образования на основе настоящего стандарта и Правил проведения аттестации студентов, курсантов, слушателей при освоении содержания образовательных программ высшего образования.

9.2.2. При подготовке магистерской диссертации магистрант должен продемонстрировать, опираясь на полученные знания и сформированные академические, социально-личностные и профессиональные компетенции, умение решать на современном уровне задачи профессиональной деятельности, способность интегрировать научные знания, научно аргументировать свою точку зрения.

9.2.3. Магистерская диссертация при завершении освоения содержания образовательной программы высшего образования второй ступени, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающей получение степени магистра, должна быть направлена на решение теоретической или экспериментальной задачи в отрасли технических наук.

Магистерская диссертация должна содержать реферативную часть и научно-исследовательскую часть, отражающую профессиональные компетенции выпускника магистратуры в соответствии со специальностью подготовки. Научно-исследовательская часть должна составлять не менее 50% объема диссертации.

Приложение

(информационное)

Библиография

[1] Кодекс Республики Беларусь об образовании, 13 янв.2011 г., № 243-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 13. – 2/1795.

[2] Государственная программа развития высшего образования на 2011-2015 гг.: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 1 июл.2011 г., № 893 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 79. – 5/34104.

[3] Общегосударственный классификатор Республики Беларусь. Специальности и квалификации: ОКРБ 011-2009. ‑ Введ. 01.07.09. – Минск: М-во образования Респ. Беларусь: РИВШ, 2009. – 418 с.

[4] Методические рекомендации по формированию подсистемы специальностей высшего образования второй ступени с углубленной подготовкой специалистов в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании: утв. М-вом образования Респ. Беларусь 10.06.2011. – Минск: РИВШ, 2011. – 11 с.

ВложениеРазмер
Иконка документа Microsoft Office О специальности 1-43 80 02197.5 КБ