Стандарт специальности 1-43 01 06 "Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент"
Подготовка специалистов в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Образовательными стандартами специальностей.
Образовательный стандарт специальности «Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент» ОСРБ 1-43 01 06 - 2007 разработан Белорусским национальным техническим университетом и Белорусским государственным технологическим университетом и введен в действие с 1 сентября 2007.
Стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования к обеспечению образовательного процесса и итоговой государственной аттестации выпускника.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ
Специальность 1-43 01 06
Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент
Квалификация «Инженер-энергоменеджер»
ВЫШЭЙШАЯ АДУКАЦЫЯ
ПЕРШАЯ СТУПЕНЬ
Спецыяльнасць 1-43 01 06
Энергаэфектыýныя тэхналогii i энергетычны менеджмент
Кваліфікацыя «Iнжынер-энергамэнеджер»
HIGHER EDUCATION
FIRST DEGREE
Speciality 1-43 01 06
Energy Effective Technologies and Power Engineering Management
Qualification «Engineer and Manager in Power Engineering»
Основные положения стандарта
1 Общая характеристика специальности
1.1 Подготовка выпускника по специальности «Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент» обеспечивает получение профессиональной квалификации «Инженер – энергоменеджер».
1.2 Специальность в соответствии с ОКРБ 011 относится к профилю I «Техника и технологии» подготовки специалистов с высшим образованием и имеет обозначение 1-43 01 06.
Согласно ОКРБ 011 по данной специальности предусмотрены следующие специализации1:
1-43 01 06 01 Энергоэффективные технологии в энергетике
1-43 01 06 02 Энергоэффективные технологии химической промышленности
1-43 01 06 03 Энергоэффективные технологии в промышленности и жилищно-коммунальном хозяйстве
1-43 01 06 04 Энергоэффективные технологии в агропромышленном комплексе
1-43 01 06 05 Энергоэффективные технологии в лесном комплексе
1-43 01 06 06 Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент на транспорте
1.3 Предшествующий уровень образования должен быть не ниже общего среднего образования и подтверждаться документом государственного образца.
1.4 Уровень подготовки абитуриента устанавливается в соответствии с утвержденными Правилами приема в высшие учебные заведения Республики Беларусь по следующим дисциплинам:
– белорусский язык или русский язык (по выбору);
– математика;
– физика или химия (по выбору).
1.5 Обучение по специальности предусматривает следующие формы:
очная (дневная), заочная.
1.6 Нормативный срок подготовки специалиста при дневной форме обучения составляет 5 лет и оценивается не менее не менее чем в 300 зачетных единиц.
Нормативный срок подготовки специалиста по заочной форме обучения увеличивается соответственно на 1 год.
2 Квалификационная характеристика специалиста
2.1 Сфера профессиональной деятельности:
– производство;
– управление;
– образование;
– наука.
2.2 Объектами профессиональной деятельности специалиста являются: процессы и устройства преобразования видов энергии; системы энергоснабжения предприятий, зданий и сооружений; системы транспорта тепловой и электрической энергии.
2.3 Выпускник вуза должен быть компетентным в следующих видах деятельности2:
- организационно-управленческой (после адаптации до одного года);
- производственно-технологической;
- проектной;
- научно-исследовательской;
- инновационной.
2.4 Выпускник вуза должен быть компетентен решать следующие профессиональные задачи:
- разработка и внедрение энергоэффективных технологий в различных отраслях народного хозяйства;
- проведение системного энергоанализа (энергоаудита) предприятий, технологических процессов и устройств, оценка их функционально-экономической и энергетической эффективности;
– разработка и реализация политики и методологии энергосбережения на разных уровнях (район, город, отрасль, предприятие);
- разработка и освоение нового энергоэффективного оборудования и новых технологических процессов;
– разработка и внедрение энергетических установок и устройств на основе возобновляемых и экологически чистых источников энергии;
– организация контроля и учета потребления топливно-энергетических ресурсов и контроля за эффективным их использованием;
- расчет энергоэффективности проектных решений;
- проектирование отдельных элементов энергоэффективного оборудования и технологических процессов;
- обучение и повышение квалификации персонала.
3 Требования к профессиональным компетенциям
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности, быть способным:
в организационно-управленческой деятельности:
– работать с юридической литературой и трудовым законодательством;
– организовывать работу малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей, планировать фонды оплаты труда;
– контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину;
– составлять документацию (графики работ, инструкции, планы, заявки, деловые письма и т.п.), а также отчетную документацию по установленным формам;
– взаимодействовать со специалистами смежных профилей;
– анализировать и оценивать собранные данные;
– разрабатывать, представлять и согласовывать представляемые материалы;
– вести переговоры, разрабатывать контракты с другими заинтересованными участниками;
– готовить доклады, материалы к презентациям и представительствовать на них;
– пользоваться глобальными информационными ресурсами;
– владеть современными средствами телекоммуникаций;
– владеть средствами управления на основе функций энергетического менеджмента;
в производственно-технологической деятельности:
– анализировать и оценивать тенденции развития техники и технологий;
– быть готовым к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, к работе над комплексными проектами;
– владеть основами производственных отношений и принципами управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов;
– понимать сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы в конкретной области своей деятельности;
– знать политику государства в области энергоэффективности и мировые тенденции в этой области;
– разрабатывать (выявлять) и внедрять энергоэффективные технологии в различных производственных процессах;
– проводить системный энергоанализ (энергоаудит) предприятий, технологических процессов и устройств, оценивать их функционально-экономическую и энергетическую эффективность на основе энергетических балансов;
– разрабатывать и реализовывать политику и методологию энергосбережения на всех уровнях (республика, область, район, город, отрасль, предприятие);
– разрабатывать (выявлять) и внедрять энергетические установки и устройства на основе возобновляемых и экологически чистых источников энергии;
– организовывать контроль и учет потребления топливно-энергетических ресурсов и контроль за эффективным их использованием, в том числе с использованием систем автоматизированной обработки технико-экономической и организационной информации;
– владеть современными приемами и средствами управления энергопотреблением на основе организационных, технических, экономических и правовых методов;
– разрабатывать стандарты и нормативную базу энергосбережения для всех видов технических систем, машин, технологических процессов;
– в составе коллектива специалистов или самостоятельно участвовать в рационализаторской и изобретательской деятельности, оформлять заявки на выдачу охранных документов на объекты промышленной собственности;
– проводить патентные исследования, оценивать патентноспособность и патентную чистоту технических решений;
– пропагандировать идеи энергосбережения на всех уровнях производственной деятельности и управления и в различных слоях населения;
– владеть методами организации охраны труда и осуществлять мероприятия по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
в проектной деятельности:
- владеть информацией о современных энергоэффективных технологиях и оборудовании и творчески использовать ее на практике;
- владеть навыками разработки проектной документации технологических процессов и систем энергообеспечения предприятий и объектов;
- владеть современными средствами компьютерного проектирования;
- работать с необходимыми нормативными документами;
- осуществлять выбор требуемого энергетического оборудования;
- оценивать и обосновывать энергетическую и экономическую эффективность, а также экологическую безопасность разрабатываемых проектов;
в научно-исследовательской деятельности:
- владеть методологией научных исследований;
- обладать современными научными знаниями в областях, связанных с преобразованием энергии и ее переносом;
- владеть теоретическими и экспериментальными методами исследования процессов энергопереноса и энергопотребления;
- обладать навыками творческой постановки и решения научных задач;
в инновационной деятельности:
- осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития отрасли, инновационным технологиям, проектам и решениям;
- определять цели инноваций и способы их достижения;
- работать с научной, технической и патентной литературой;
- разрабатывать бизнес-планы создания нового оборудования, технологии;
- оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность разрабатываемых оборудования и технологий;
- проводить опытно-технологические исследования для создания и внедрения нового оборудования и технологий, их опытно-промышленную проверку и испытания.
4 Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям по дисциплинам
Математика
Выпускник должен:
знать:
- методы математического анализа, аналитической геометрии, линейной алгебры, решения дифференциальных уравнений;
- основы теории функции комплексного переменного, операционного исчисления, Теории поля;
- основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики;
- основные математические методы решения инженерных задач,
уметь:
- решать математически формализованные задачи линейной алгебры и аналитической геометрии;
- дифференцировать и интегрировать функции, вычислять интегралы по фигуре, решать дифференциальные уравнения и системы дифференциальных уравнений;
- ставить и решать вероятностные задачи и производить статистическую обработку опытных данных;
- строить математические модели физических процессов.
Физика
Выпускник должен:
знать:
– основные законы и теории классической и современной физической науки, а также границы их применимости;
– методы измерения физических характеристик веществ и полей;
– физические основы методов исследования вещества;
– принципы экспериментального и теоретического изучения физических явлений и процессов;
уметь:
– применять законы физики для решения прикладных инженерных задач;
– использовать измерительные приборы при экспериментальном изучении физических и технологических процессов;
– обрабатывать и анализировать результаты экспериментальных измерений физических величин.
Химия
Выпускник должен:
знать:
- основные законы протекания химических процессов, химической термодинамики и кинетики;
- методы химической идентификации и определения веществ;
- новейшие достижения в области химии и перспективы их использования.
уметь:
- использовать основные понятия и законы химии в практических расчетах;
- использовать химические методы теоретических и экспериментальных исследований.
Теоретические основы химии
Выпускник должен:
знать:
- методы применения химических законов в современной промышленности;
- причинно-следственные связи изучаемых явлений;
- способы синтеза неорганических соединений с целью уменьшения потребления энергии;
- свойства новых материалов, повышающих надежность современной техники.
уметь:
- выявлять возможность замены сырья или улучшения его качества;
- оценивать результаты возможного воздействия технологических процессов на окружающую среду,
- проявлять профессиональные знания и эрудицию, позволяющие успешно решать вопросы использования новых материалов и достижений химической науки.
Информатика
Выпускник должен:
знать:
- технические и программные средства компьютера;
- технологии применения стандартных программ для обработки, хранения, поиска, извлечения информации и компьютерного моделирования технических задач;
- основы алгоритмизации и программирования инженерных задач;
уметь:
- работать со стандартным программным обеспечением и использовать современные информационные технологии;
- ставить прикладные задачи и разрабатывать алгоритмы их решения;
- реализовывать построенный алгоритм в виде собственной прикладной программы;
- использовать разработанные программные комплексы в профессиональной деятельности.
Механика жидкости и газа
Выпускник должен:
знать:
- основные понятия, соотношения и уравнения механики жидкостей и газов;
- методы расчета течений жидкостей и газов и трубопроводных систем;
- основные гидрогазодинамические процессы и описывающие их соотношения;
уметь:
- осуществлять расчет основных гидрогазодинамических процессов;
- выполнять измерения параметров гидрогазодинамических потоков;
- применять полученные знания для расчетов энергетических устройств.
Общепрофессиональные дисциплины
Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций и радиационная безопасность
Выпускник должен:
знать:
- наиболее вероятные чрезвычайные ситуации природного, техногенного, биологосоциального и социального характера, которые могут возникать на территории республики;
- возможные чрезвычайные ситуации и экологическою безопасность;
- ситуации экологического неблагополучия и их возможные последствия для медико-демографической ситуации в стране;
- способы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, правила поведения и выживания в них людей;
- механизмы обеспечения устойчивой работы объектов экономики и социальной сферы в чрезвычайных ситуациях;
уметь:
- прогнозировать и предупреждать чрезвычайные ситуации на своих участках работы и в быту;
- выживать в чрезвычайных ситуациях и ситуациях экологического неблагополучия;
- пользоваться методиками прогнозирования и оценки чрезвычайных ситуаций;
- выполнять мероприятия по противорадиационной защите.
Инженерная графика
Выпускник должен:
знать:
- образование чертежей по методу проецирования;
- графические способы решения позиционных и метрических геометрических задач;
- прикладные графические программы и компьютерное моделирование;
- геометрическое формообразование машиностроительных деталей;
- государственные стандарты по выполнению и оформлению чертежей;
уметь:
- строить проекционные изображения пространственных геометрических форм на плоскости;
- выполнять и читать машиностроительные чертежи, пользоваться при этом стандартами и справочниками;
- выполнять чертежи средствами компьютерной графики, строить трехмерные компьютерные модели деталей.
Метрология и стандартизация
Выпускник должен:
знать:
- теоретические основы измерений;
- систему обеспечения единства и требуемой точности измерений;
- систему технического нормирования и стандартизации;
- систему подтверждения соответствия;
уметь:
- выбирать методики выполнения измерений для решения типовых задач измерений;
- осуществлять математическую обработку результатов измерений;
- использовать универсальные средства измерений.
Организация производства и управление предприятием
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- основы организации производства в рыночных условиях хозяйствования;
-элементы и составляющие производственного процесса и производственного цикла;
- факторы, влияющих на эффективность производственных операций;
- нормы труда и подходы к управлению персоналом на предприятиях;
- основные методы управления предприятием с использованием инновационных технологий;
уметь:
- проводить анализ производственных процессов предприятия, оценку длительности производственного цикла, находить пути ее сокращения;
- организовывать, мотивировать и нормировать труд работников для достижения предприятием конкурентных преимуществ;
- применять экономические, административные и социально-психологические методы управления;
- формировать кадровую политику предприятия;
- управлять инновационными проектами на предприятии.
Экономика предприятия
Выпускник должен:
знать:
- законы функционировании предприятия в рыночной экономике;
- источники и факторы снижения себестоимости продукции и ее влиянии на конкурентоспособность предприятия;
- способы повышения эффективности использования производственных ресурсов предприятия;
- пути повышения прибыли и рентабельности хозяйствующих субъектов;
уметь:
- проводить оценку основных и оборотных фондов предприятия, оценивать эффективность их использования;
- производить расчет себестоимости продукции;
- проводить оценку эффективности инвестиционных проектов;
- производить расчет прибыли и рентабельности предприятия.
Основы управления интеллектуальной собственностью
Выпускник должен:
знать:
- основные понятия и термины, основные международного права и национального законодательства в сфере интеллектуальной собственности;
- основные виды патентной информации и методику проведения патентных исследований;
- способы и порядок введения объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот, передачи прав на использование объектов интеллектуальной собственности;
- виды ответственности за нарушение прав правообладателей объектов интеллектуальной собственности и способы защиты этих прав;
уметь:
- выявлять объекты интеллектуальной собственности;
- оформлять и реализовать права на объекты интеллектуальной собственности в Республике Беларусь и за рубежом;
- организовать правовую охрану и эффективное использование объектов интеллектуальной собственности;
- проводить патентно-информационный поиск, оценивать патентоспособность и патентную чистоту предлагаемых технических решений.
Охрана труда
Выпускник должен:
знать:
- основы законодательства по охране труда, обязанности нанимателя по обеспечению охраны труда, виды ответственности за несоблюдение требований по охране труда;
- основы производственной санитарии, техники безопасности, пожарной и взрывной безопасности;
- мероприятия и средства защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
- порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
уметь:
- работать с нормативно-технической документацией по охране труда;
- производить оценку опасных и вредных производственных факторов, имеющих место на производстве и при выполнении технологических процессов;
- проводить инструктаж работающих по охране труда и обучение их безопасным приемам работы.
Информационные технологии
Выпускник должен:
знать:
- принципы устройства компьютерных сетей;
- принципы хранения и передачи информации в сетях;
- методы поиска информации в компьютерных сетях;
- способы создания и хранения информационных массивов;
- основы программирования для создания информационных сайтов;
уметь:
- пользоваться основными пакетами обработки информации;
- осуществлять поиск информации в сети INTERNET c помощью специальных поисковых программ;
- создавать собственные Web-сайты для хранения информации в сетях.
Термодинамика
Выпускник должен:
знать:
- законы термодинамики;
- молекулярно-кинетическую теорию;
- термодинамические свойства и характеристики веществ;
- циклы тепловых двигателей и трансформаторов тепла;
- методы обработки результатов и единицы измерений;
- термодинамический принцип смещения равновесия для предсказания оптимальных условий проведения термодинамического процесса;
уметь:
- рассчитывать термодинамические характеристики веществ и процессы для идеального и реального газа;
- рассчитывать циклы тепловых двигателей и трансформаторов тепла;
- примененять основные законы термодинамики для решения прикладных задач;
- использовать справочники термодинамических величин и табличных данных и термодинамические диаграммы.
- рассчитывать характеристики сосуществующих фаз и процессов фазовых превращений с помощью фазовых диаграмм состояния;
Теплопередача
Выпускник должен:
знать:
- основные понятия и законы теплопередачи;
- методы теоретического и экспериментального исследования процессов теплопроводности, конвективного теплообмена и излучения;
- методы расчета теплоиспользующих аппаратов;
уметь:
- применять основные законы теплопередачи для решения практических задач;
- проводить математический анализ инженерных задач, связанных с тепломассообменом в элементах энергетических установок;
- производить обработку результатов физических экспериментов методом теории подобия.
Прикладная механика
Выпускник должен:
знать:
- основные понятия законы и модели механики, способы и методы прочностных и кинематических расчетов, структуру и виды механизмов;
- конструкции, типаж, материалы и способы изготовления деталей машин общего назначения;
- инженерные методы расчета деталей и узлов машин, обеспечивающих требуемую их надежность;
уметь:
- выполнять инженерные расчеты деталей и узлов машин, обеспечивающих требуемую их надежность и долговечность;
- конструировать детали, узлы и приводы общемашиностроительного назначения;
- выполнять конструкторскую разработку деталей, узлов и приводов с применением норм проектирования, типовых проектов, стандартов и других нормативных материалов.
Электротехника и промышленная электроника
Выпускник должен:
знать:
- основные понятия о постоянном и переменном токе;
- понятия об активной, реактивной и полной мощностях;
- коэффициент мощности переменного синусоидального тока;
- трехфазные цепи;
- электрические машины;
- полупроводниковые приборы и преобразователи;
- схемы на логических элементах;
уметь:
- производить расчеты цепей постоянного и переменного синусоидального токов и трехфазных цепей;
- осуществлять выбор трансформаторов и двигателей, диодов тиристоров и транзисторов.
- производить вычисления в двоичной системе счисления.
Энергосбережение
Выпускник должен:
знать:
- основные направления государственной политики в области энергосбережения;
- способы производства, транспорта и потребления тепловой и электрической энергии и основные пути повышения их эффективности;
- экологические и экономические проблемы энергетики и основные пути их решения,
- методы реализации проектного подхода и инвестиционной деятельности в области энергосбережения,
уметь:
- реализовывать системный подход к организации энергоэффективности,
- осуществлять оценку технологических процессов и устройств, с точки зрения их энергоэффективности;
- внедрять в практическую деятельность современные информационные технологии, формировать и использовать базы данных энергоэффективных технологических процессов, агргатов и устройств;
- использовать и пропагандировать основные методы энергосбережения.
Основы менеджмента
Выпускник должен:
знать:
- теорию и передовой управленческий опыт;
- возможности творческого подхода в различных ситуациях;
- формы эффективного воздействия на персонал как индивидуально, так и в группе;
- факторы влияния на психологический климат в коллективе;
- способы утверждения корпоративной культуры среди персонала;
уметь:
- использовать теорию и передовой опыт управления в решении конкретных практических задач;
- провести анализ внешней и внутренней среды организации;
- разработать маркетинговую программу выхода на рынок;
- составить программу стратегического развития организации с выделением и реализацией конкурентных преимуществ;
- разработать программу PR-менеджмента по формированию имиджа и репутации организации.
Основы экологии
Выпускник должен:
знать:
- закономерности взаимодействия общества и природы;
- основные экологические проблемы современности;
- методы и способы рационального использования природных ресурсов;
- принципы устойчивого развития;
уметь:
- ставить и решать природоохранные задачи;
- дать экологическую характеристику предприятия;
- проводить измерения нормируемых показателей состояния окружающей среды;
- производить расчеты и оценивать экономический ущерб окружающей среде от техногенного воздействия.
Промышленная экология
Выпускник должен:
знать:
- закономерности взаимодействия общества и природы;
- влияние объектов энергетики на окружающую среду;
- основные экологические проблемы современности;
- методы и способы рационального использования природных ресурсов;
- законодательные акты в области охраны окружающей среды;
уметь:
- ставить и решать природоохранные задачи;
- дать экологическую характеристику предприятия;
- проводить измерения нормируемых показателей состояния окружающей среды;
- производить расчеты и оценивать экономический ущерб окружающей среде от техногенного воздействия.
Специальные дисциплины
Введение в специальность
Выпускник должен:
знать:
- основные энергетические проблемы Республики Беларусь и государственные планы по их решению;
- основные требования к будущему специалисту;
- топливно-энергетические ресурсы и основных потребителей энергии Беларуси;
- основные пути повышения энергоэффективности хозяйственного комплекса и обеспечения энергобезопасности Республики.
уметь:
- использовать критерии энергоэффективности и энергобезопасности;
- оценивать энергоемкость технологических процессов;
- рационально организовывать свой учебный процесс.
Автоматизированные системы управления энергопотреблением
Выпускник должен:
знать:
- основные принципы построения автоматизированных систем управления и регулирования.
- параметры регулирования огневых энергетических установок, технологических и вспомогательных потребителей энергии;
- основные типовые звенья САР и их реальные физические прототипы; основные задающие, сравнивающие устройства, усилители и т.д.;
- частотный и временной анализ элементарных звеньев САР;
- основные принципы регулирования, устойчивости, передаточные функции и динамические характеристики САР.
уметь:
- применить принципы: автоматизации производственных и технологических процессов,
- основ теории автоматизированного управления,
- построения АСУ и устройства типовых звеньев АСУ,
- построения органов информации (датчиков) и органов управления АСУ.
- проектировать простейшие АСУ на основе принципов проектирования и эксплуатации современных систем автоматического управления в электро и теплоэнергетике.
Учет, контроль и регулирование энергоресурсов
Выпускник должен:
знать:
- современные методы и приборы учета, контроля и регулирования энергоресурсов при производстве, распределении и потреблении энергии;
- передовые системы диспетчеризации, централизованного управления и регулирования в энергопотребляющих производствах и ЖКХ;
- основные технические решения и тенденции в развитии энергосберегающих устройств и технологических процессов.
уметь:
- организовать контроль и учет использования энергоресурсов в энергопотребляющих процессах и производствах;
- определять наличие и целесообразность использования вторичных энергетических ресурсов;
- оценить целесообразность и экономическую эффективность применения автоматических и автоматизированных систем в энергопотребляющих производствах и ЖКХ.
Природные ресурсы и их использование
Выпускник должен:
знать:
- современное состояние и перспективы развития минерально-сырьевой базы Республики Беларусь;
- основные принципы рационального и комплексного использования природных ресурсов, его планирования и прогнозирования;
- экологические аспекты использования природных ресурсов;
уметь:
- осуществлять анализ технологических процессов и устройств, оценки их функционально-экономической эффективности, с точки зрения рационального использования топливно-энергетических ресурсов;
- применять принципы комплексного подхода к хозяйственному использованию всех видов природных ресурсов;
- пропагандировать идеи рационального и комплексного использования природных ресурсов на всех уровнях управления и в различных слоях населения.
Производство, транспорт и потребление электроэнергии
Выпускник должен:
знать:
- виды электростанций, конструкции и принцип действия основного электрооборудования: генераторов, двигателей, трансформаторов, высоковольтных и низковольтных аппаратов;
- графики электрических нагрузок и методы их расчета;
- электрические схемы станций и подстанций;
- электрические схемы электроснабжения потребителей;
- методы компенсации реактивной мощности у потребителя;
- расчеты сетей высокого и низкого напряжения, выбор защиты проводов, кабелей, расчет электрических нагрузок и выбор трансформаторов;
уметь:
– разрабатывать схемы электроснабжения промышленных предприятий, рассчитывать нагрузки предприятий, выбирать провода и кабели, защитную и коммутационную аппаратуру, разрабатывать схемы внутреннего электроснабжения предприятий, выбирать трансформаторы и компенсирующие устройства.
– разрабатывать схемы электрических сетей, рассчитывать и выбирать основное электрооборудование;
– рассчитывать потери электрической энергии и разрабатывать мероприятия по повышению энергоэффективности.
Энергетическое планирование и финансы в сфере энергосбережения
Выпускник должен:
знать:
– основные методы системного подхода и принципы планирования и прогнозирования для больших энергетических систем и промышленного предприятия.
– принципы построения экономико-математических моделей, применяемые при оптимизации развития энергосистем и энергетического хозяйства предприятия;
– источники и принципы финансирования энергосберегающих проектов,
уметь:
– осуществлять системный подход, планирование и прогнозирование для больших энергетических систем и энергопотребления промышленного предприятия;
– строить экономико-математические модели, применяемые при оптимизации развития энергосистем и энергетического хозяйства предприятия;
– определять источники финансирования энергосберегающих проектов и обосновывать их экономическую эффективность.
Энергетический аудит и менеджмент
Выпускник должен:
знать:
– основные методы энергоаудита и энергоменеджмента;
– энергетическое хозяйство промышленных предприятий, источники энергопотерь;
– энергобаланс промышленных предприятий;
– стратегию обследования объектов для проведения энергосберегающих мероприятий;
уметь:
– применить принципы энергоаудита, энергоменеджмента;
– провести обследование энергетических объектов;
– провести анализ энергобаланса промышленных предприятий для составления плана энергосберегающих мероприятий;
– определить удельный расход топлино-энергетических ресурсов при выпуске продукции.
Вторичные энергетические ресурсы
Выпускник должен:
знать:
– методику определения потенциальных и возможных ВЭР в основных технологических процессах;
– конструкции систем и устройств утилизации ВЭР;
– экономическую оценку эффективности использования ВЭР;
уметь:
– рассчитывать базовые процессы и устройства для утилизации горючих, тепловых избыточного давления ВЭР;
– выполнить оценку возможности экономического и общего энергетического использования ВЭР в системах нагрева, испарения и сушильных процессах, принципов устройства и выбора конструкций новых энергосберегающих систем.
Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии
Выпускник должен:
знать:
- физические процессы, лежащие в основе использования возобновляемых источников энергии;
- технически возможный потенциал возобновляемых источников энергии;
- принципы работы нетрадиционных энергоисточников;
уметь:
- осуществлять выбор нетрадиционных и возобновляемых источников энергии для замещения невозобновляемых энергоресурсов;
- производить расчеты устройств, обеспечивающих использование возобновляемых источников энергии;
- оценивать эффективность внедренных технических решений и перспективность их применения на конкретных объектах.
Моделирование и оптимизация энергетических процессов и устройств
Выпускник должен:
знать:
– этапы моделирования энергетических процессов и устройств;
– основные принципы составления математических моделей и вычислительных алгоритмов на примере теплообменных устройств и электрических цепей;
– методы решения задач оптимизации;
уметь:
– использовать методы моделирования и оптимизации энергетических процессов и устройств;
– применять численные методы решения задач тепломассопереноса;
– использовать возможности прикладных пакетов по моделированию, обработке, анализу и представлению данных.
Энергопотребление в зданиях и сооружениях
Выпускник должен:
знать:
– факторы влияющие на тепловой режим зданий с учетом наружного климата и внутреннего микроклимата помещений;
– состав энергопотребляющих технических систем зданий и особенности их работы;
– специфику проведения энергетических аудита и менеджмента в зданиях и сооружениях;
уметь:
– рассчитывать теплоперенос через ограждающих конструкции зданий с учетом воздушного и влажностного режима, климата местности и микроклимата помещений;
– рассчитывать энергетическую нагрузку систем отопления, вентиляции и кондиционирования, искусственного освещения;
– планировать и реализовывать мероприятия по повышению энергоэффективности зданий.
Производство, транспорт и потребление тепловой энергии
Выпускник должен:
знать:
- принципы производства тепловой энергии, основные теплогенерирующие установки и способы теплоснабжения различных потребителей;
- устройство тепловых сетей, методы выбора и расчета теплоизоляционных конструкций;
- методы регулирования отпуска теплоты в системах теплоснабжения;
виды и особенности теплового потребления различных систем теплоснабжения;
уметь:
- производить выбор основного оборудования источников теплоснабжения;
- выполнять гидравлический и тепловой расчет теплопроводов;
- строить графики температур сетевой воды в централизованных системах теплоснабжения;
- определять тепловые нагрузки различных потребителей тепловой энергии различными методами.
Энергопреобразующие машины
Выпускник должен:
знать:
– гидромеханические и термодинамические процессы, происходящие в тепломеханическом оборудовании;
– методы расчетов процессов, происходящих в нагнетателях и тепловых двигателях;
уметь:
– осуществлять расчет процессов, происходящих в нагнетателях и тепловых двигателях;
– выбрать необходимый тип машины для работы в данных условиях эксплуатации;
– обеспечить правильную эксплуатацию машин, регулирование режимов их работы;
– выбрать наиболее экономичный режим работы устройств;
Промышленная теплоэнергетика
Выпускник должен:
знать:
– свойства топлив, включая местные топлива, и устройства для их сжигания;
– оборудование и принцип работы котельных установок и промышленных печей;
– работу тепловых двигателей: поршневых, паровых и газовых турбин;
– схемы и принцип работы тепловых электростанций, теплоэлектроцентралей и систем теплоснабжения промышленных предприятий;
уметь:
– рассчитывать теплоту сгорания топлива, состав, выход и энтальпию продуктов сгорания;
– рассчитывать параметры, характеризующие энергетическую эффективность котлов, промышленных печей, тепловых двигателей, трансформаторов тепла, систем теплоснабжения;
– организовывать эффективный процесс сжигания топлива для получения теплоты на производстве и использовать ее по назначению.
Физическая химия
В результате изучения дисциплины выпускник должен:
знать:
– термодинамические принципы описания химического равновесия;
– закономерности влияния различных факторов на состояние химического равновесия;
– закономерности влияния различных факторов на скорость химических реакций;
– закономерности протекания электрохимических процессов в гальванических элементах (химических источниках электрической энергии).
уметь:
– рассчитывать термодинамические характеристики химической реакции для заданных условий ее протекания;
– применять термодинамический принцип смещения равновесия для выбора оптимальных условий проведения химического и фазового превращения вещества;
– применять правило фаз Гиббса для объяснения фазовых превращений вещества, проводить термодинамический анализ и делать расчеты по диаграммам состояния одно- и двухкомпонентных систем;
– рассчитывать кинетические характеристики химической реакции.
Основы научных исследований и инновационной деятельности
Выпускник должен:
знать:
– цели и задачи фундаментальных и прикладных исследований;
– методологические основы экспериментальной работы;
– основные этапы и методы обработки результатов исследований;
– инновационные законы и цели инновационной деятельности;
– содержание, методы инновационной деятельности и основы ее организации; закономерности формирования инновационных стратегий;
– методы инновационного проектирования и бизнес-планирование разработок;
– основные законодательные и нормативные акты в области инноваций;
– зарубежный и отечественный опыт в области инноваций по специальности;
уметь:
– проводить исследования новых технологий, оборудования, проектов и решений с целью оценки их инновационного потенциала;
– определять конкурентоспособность продукции;
– определять цели инноваций и способы их достижения;
– применять методы анализа и организации внедрения инноваций.
Дисциплины, устанавливаемые ВУЗом и дисциплины специализаций
Дисциплины, устанавливаемые ВУЗом и дисциплины специалиацй должны обеспечивать формирование у студента следующих компетенций:
- производить оценки эффективности использования топливно-энергетических ресурсов;
- определять способы повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.
- оценивать энергоемкость наиболее существенных потребителей энергии;
- выбирать способы повышения энергоэффективности наиболее существенных потребителей энергии.
- разрабатывать и реализовывать политику и методологию энергосбережения в промышленности и жилищно-коммунальном хозяйстве;
- владеть основными технологиями использования топливно-энергетических ресурсов в промышленности (кроме химической и лесной отраслей) и жилищно-коммунальном хозяйстве;
- определять способы повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в промышленности (кроме химической и лесной отраслей) и жилищно-коммунальном хозяйстве;
‑ разрабатывать и внедрять энергоэффективные технологии производства и потребления энергии в промышленности (кроме химической и лесной отраслей) и жилищно-коммунальном хозяйстве;
5 Требования к содержанию и организации практик
Практики ознакомительная, общеинженерная, энерготехнологическая, преддипломная являются частью образовательного процесса подготовки специалистов, продолжением учебного процесса в производственных условиях и проводятся на передовых предприятиях, в учреждениях, организациях различных отраслей.
Практики направлены на закрепление в производственных условиях знаний и умений, полученных в процессе обучения в вузе, овладение навыками решения социально-профессиональных задач, производственными технологиями.
Практики организуются с учетом будущей специальности и специализации.
5.1 Ознакомительная практика
Целью практики является создание у студентов убежденности в правильном выборе специальности и развития интереса к ней.
Содержание практики: общее ознакомление со структурой и технологическим циклом предприятий, структурой и оборудованием энергетических цехов, с мероприятиями по охране окружающей среды и технике безопасности, ознакомление с производством и использованием тепла и электроэнергии.
В результате прохождения практики студенты должны:
знать:
- назначение теплоэнергетического и электрооборудования;
- технологию производства тепла и электроэнергии и их использование на предприятиях;
- мероприятия по охране окружающей среды, технике безопасности и охране труда;
уметь:
- представлять структурную схему предприятия;
- характеризовать основные функции инженера-энергетика- менеджера в сфере производства.
5.2 Общеинженерная практика
Целью практики является изучение производственно-хозяйственной деятельности предприятий, изготавливающих и эксплуатирующих энергосберегающее оборудование, технологических процессов изготовления оборудования.
Содержание практики: изучение структуры и организации подразделений промышленных предприятий, изготавливающих и использующих энергосберегающее оборудование, изучение основ технологических операций, изучение вопросов охраны труда и пожарной безопасности, охраны окружающей среды, закрепление и расширение знаний, полученных при изучении соответствующих дисциплин, обучение основам организационной и воспитательной деятельности в коллективе.
В результате прохождения практики студенты должны:
знать:
– технологию изготовления энергосберегающего оборудования;
– конструкции изготавливаемого и эксплуатируемого оборудования;
уметь:
– читать чертежи и технологические карты;
– выполнять отдельные технологические операции на рабочих местах;
– анализировать и обобщать производственную документацию.
5.3 Энерготехнологическая практика
актики является изучение производственно-хозяйственной деятельности энергетических подразделений предприятий, технологических процессов производства и систем распределения энергоносителей, устройства и эксплуатации энергетического оборудования, закрепления и расширения знаний по дисциплинам: "Производство, транспорт и потребление тепловой энергии", "Производство, транспорт и потребление электроэнергии", "Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии", "Учет, контроль и регулирование энергоресурсов", "Автоматизированные системы управления энергопотреблением", "Энергетическое планирование и финансы в сфере энергосбережения", "Энергетический аудит и менеджмент".
Содержание практики: изучение структуры и организации энергетических подразделений промышленных предприятий, изучение основ создания и эксплуатации энергосберегающего оборудования, изучение методов повышения эффективности работы оборудования, вопросов охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности, охраны окружающей среды на предприятии.
В результате прохождения практики студенты должны
знать:
- технологию и условия эксплуатации промышленных объектов;
- назначение и конструкции технологического и энергосберегающего оборудования;
- организацию работы и технико-экономические показатели оборудования и предприятия;
уметь:
- читать тепловые и электрические схемы;
- анализировать и обобщать производственную документацию;
- технико-экономические показатели работы предприятия.
5.4 Преддипломная практика
Целью практики является сбор материалов по дипломному проекту (работе), а также непосредственная практическая подготовка к самостоятельной работе в должности инженера-менеджера.
Содержание практики: сбор материалов для дипломного проекта (работы), обобщение, систематизация, закрепление и углубление знаний по дисциплинам специальности, приобретение навыков в проведении исследовательской работы, ознакомление с вопросами организации научно-исследовательской работы, патентоведения, изобретательской деятельности, изучение организации проектно-конструкторской работы, порядка разработки, прохождения и утверждения проектной, конструкторской и технической документации .
В результате прохождения практики студенты должны
знать:
– состояние использования энергоресурсов на предприятии, изучаемом в соответствии с темой дипломного проекта;
– методику технико-экономического обоснования;
– применяемые технологические схемы и оборудование;
– средства контроля и автоматизации производственных процессов;
– вопросы охраны труда и окружающей среды;
уметь:
- выполнить анализ технологических схем и технико-экономическое обоснование принятых инженерных решений;
- выполнить патентный поиск;
- определить инженерные методы решения задач повышения эффективности работы энергетического оборудования и использования энергоресурсов;
- предусмотреть мероприятия по охране окружающей среды.
6 Общие требования к контролю качества и средствам диагностики
Оценка знаний студента на курсовых и государственных экзаменах, курсовых дифференцированных зачетах, при защите курсовых проектов (работ), сдаче зачетов по практикам, защите дипломных проектов (работ) производится по 10-балльной шкале. Для оценки знаний и компетентности студентов используются критерии, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.
Для контроля качества образования, в том числе применения компьютерного тестирования используются следующие средства диагностики:
– типовые задания;
– тесты по отдельным разделам и дисциплине в целом;
– письменные контрольные работы;
– устный опрос во время занятий;
– расчетно-графические работы;
– коллоквиумы;
– составление рефератов по отдельным разделам дисциплины;
– выступления студентов на семинарах;
– защита курсовых проектов (работ);
– защита отчетов по производственным практикам;
– письменный экзамен, устный экзамен;
– государственный экзамен;
– защита дипломных проектов (работ).
7 Требования к итоговой государственной аттестации выпускника
7.1 Общие требования
Итоговая аттестация выпускника включает государственный экзамен по специальности и специализации, защиту дипломного проекта (работы), позволяющие определить теоретическую и практическую готовность выпускника к выполнению социально-профессиональных задач.
7.2 Требования к государственному экзамену
Государственный экзамен по специальности и специализации проводится на заседании Государственной экзаменационной комиссии.