Стандарт специальности 1-43 01 06 "Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент"

Подготовка специалистов в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Образовательными стандартами специальностей.

Образовательный стандарт специальности «Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент» ОСРБ 1-43 01 06 - 2007 разработан Белорусским национальным техническим университетом и Белорусским государственным технологическим университетом и введен в действие с 1 сентября 2007.

Стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования к обеспечению образовательного процесса и итоговой государственной аттестации выпускника.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ

Специальность 1-43 01 06

Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент

Квалификация «Инженер-энергоменеджер»
ВЫШЭЙШАЯ АДУКАЦЫЯ
ПЕРШАЯ СТУПЕНЬ
Спецыяльнасць 1-43 01 06

Энергаэфектыýныя тэхналогii i энергетычны менеджмент

Кваліфікацыя «Iнжынер-энергамэнеджер»

HIGHER EDUCATION
FIRST DEGREE
Speciality 1-43 01 06

Energy Effective Technologies and Power Engineering Management

Qualification «Engineer and Manager in Power Engineering»

Основные положения стандарта

1 Общая характеристика специальности

1.1 Подготовка выпускника по специальности «Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент» обеспечивает получение профессиональной квалификации «Инженер – энергоменеджер».

1.2 Специальность в соответствии с ОКРБ 011 относится к профилю I «Техника и технологии» подготовки специалистов с высшим образованием и имеет обозначение 1-43 01 06.

Согласно ОКРБ 011 по данной специальности предусмотрены следующие специализации1:

1-43 01 06 01 Энергоэффективные технологии в энергетике

1-43 01 06 02 Энергоэффективные технологии химической промышленности

1-43 01 06 03 Энергоэффективные технологии в промышленности и жилищно-коммунальном хозяйстве

1-43 01 06 04 Энергоэффективные технологии в агропромышленном комплексе

1-43 01 06 05 Энергоэффективные технологии в лесном комплексе

1-43 01 06 06 Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент на транспорте

1.3 Предшествующий уровень образования должен быть не ниже общего среднего образования и подтверждаться документом государственного образца.

1.4 Уровень подготовки абитуриента устанавливается в соответствии с утвержденными Правилами приема в высшие учебные заведения Республики Беларусь по следующим дисциплинам:

– белорусский язык или русский язык (по выбору);

– математика;

– физика или химия (по выбору).

1.5 Обучение по специальности предусматривает следующие формы:

очная (дневная), заочная.

1.6 Нормативный срок подготовки специалиста при дневной форме обучения составляет 5 лет и оценивается не менее не менее чем в 300 зачетных единиц.

Нормативный срок подготовки специалиста по заочной форме обучения увеличивается соответственно на 1 год.

2 Квалификационная характеристика специалиста

2.1 Сфера профессиональной деятельности:

– производство;

– управление;

– образование;

– наука.

2.2 Объектами профессиональной деятельности специалиста являются: процессы и устройства преобразования видов энергии; системы энергоснабжения предприятий, зданий и сооружений; системы транспорта тепловой и электрической энергии.

2.3 Выпускник вуза должен быть компетентным в следующих видах деятельности2:

- организационно-управленческой (после адаптации до одного года);

- производственно-технологической;

- проектной;

- научно-исследовательской;

- инновационной.

2.4 Выпускник вуза должен быть компетентен решать следующие профессиональные задачи:

- разработка и внедрение энергоэффективных технологий в различных отраслях народного хозяйства;

- проведение системного энергоанализа (энергоаудита) предприятий, технологических процессов и устройств, оценка их функционально-экономической и энергетической эффективности;

– разработка и реализация политики и методологии энергосбережения на разных уровнях (район, город, отрасль, предприятие);

- разработка и освоение нового энергоэффективного оборудования и новых технологических процессов;

– разработка и внедрение энергетических установок и устройств на основе возобновляемых и экологически чистых источников энергии;

– организация контроля и учета потребления топливно-энергетических ресурсов и контроля за эффективным их использованием;

- расчет энергоэффективности проектных решений;

- проектирование отдельных элементов энергоэффективного оборудования и технологических процессов;

- обучение и повышение квалификации персонала.

3 Требования к профессиональным компетенциям

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности, быть способным:

в организационно-управленческой деятельности:

– работать с юридической литературой и трудовым законодательством;

– организовывать работу малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей, планировать фонды оплаты труда;

– контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину;

– составлять документацию (графики работ, инструкции, планы, заявки, деловые письма и т.п.), а также отчетную документацию по установленным формам;

– взаимодействовать со специалистами смежных профилей;

– анализировать и оценивать собранные данные;

– разрабатывать, представлять и согласовывать представляемые материалы;

– вести переговоры, разрабатывать контракты с другими заинтересованными участниками;

– готовить доклады, материалы к презентациям и представительствовать на них;

– пользоваться глобальными информационными ресурсами;

– владеть современными средствами телекоммуникаций;

– владеть средствами управления на основе функций энергетического менеджмента;

в производственно-технологической деятельности:

– анализировать и оценивать тенденции развития техники и технологий;

– быть готовым к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, к работе над комплексными проектами;

– владеть основами производственных отношений и принципами управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов;

– понимать сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы в конкретной области своей деятельности;

– знать политику государства в области энергоэффективности и мировые тенденции в этой области;

– разрабатывать (выявлять) и внедрять энергоэффективные технологии в различных производственных процессах;

– проводить системный энергоанализ (энергоаудит) предприятий, технологических процессов и устройств, оценивать их функционально-экономическую и энергетическую эффективность на основе энергетических балансов;

– разрабатывать и реализовывать политику и методологию энергосбережения на всех уровнях (республика, область, район, город, отрасль, предприятие);

– разрабатывать (выявлять) и внедрять энергетические установки и устройства на основе возобновляемых и экологически чистых источников энергии;

– организовывать контроль и учет потребления топливно-энергетических ресурсов и контроль за эффективным их использованием, в том числе с использованием систем автоматизированной обработки технико-экономической и организационной информации;

– владеть современными приемами и средствами управления энергопотреблением на основе организационных, технических, экономических и правовых методов;

– разрабатывать стандарты и нормативную базу энергосбережения для всех видов технических систем, машин, технологических процессов;

– в составе коллектива специалистов или самостоятельно участвовать в рационализаторской и изобретательской деятельности, оформлять заявки на выдачу охранных документов на объекты промышленной собственности;

– проводить патентные исследования, оценивать патентноспособность и патентную чистоту технических решений;

– пропагандировать идеи энергосбережения на всех уровнях производственной деятельности и управления и в различных слоях населения;

– владеть методами организации охраны труда и осуществлять мероприятия по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

в проектной деятельности:

- владеть информацией о современных энергоэффективных технологиях и оборудовании и творчески использовать ее на практике;

- владеть навыками разработки проектной документации технологических процессов и систем энергообеспечения предприятий и объектов;

- владеть современными средствами компьютерного проектирования;

- работать с необходимыми нормативными документами;

- осуществлять выбор требуемого энергетического оборудования;

- оценивать и обосновывать энергетическую и экономическую эффективность, а также экологическую безопасность разрабатываемых проектов;

в научно-исследовательской деятельности:

- владеть методологией научных исследований;

- обладать современными научными знаниями в областях, связанных с преобразованием энергии и ее переносом;

- владеть теоретическими и экспериментальными методами исследования процессов энергопереноса и энергопотребления;

- обладать навыками творческой постановки и решения научных задач;

в инновационной деятельности:

- осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития отрасли, инновационным технологиям, проектам и решениям;

- определять цели инноваций и способы их достижения;

- работать с научной, технической и патентной литературой;

- разрабатывать бизнес-планы создания нового оборудования, технологии;

- оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность разрабатываемых оборудования и технологий;

- проводить опытно-технологические исследования для создания и внедрения нового оборудования и технологий, их опытно-промышленную проверку и испытания.

4 Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям по дисциплинам

Математика

Выпускник должен:

знать:

- методы математического анализа, аналитической геометрии, линейной алгебры, решения дифференциальных уравнений;

- основы теории функции комплексного переменного, операционного исчисления, Теории поля;

- основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики;

- основные математические методы решения инженерных задач,

уметь:

- решать математически формализованные задачи линейной алгебры и аналитической геометрии;

- дифференцировать и интегрировать функции, вычислять интегралы по фигуре, решать дифференциальные уравнения и системы дифференциальных уравнений;

- ставить и решать вероятностные задачи и производить статистическую обработку опытных данных;

- строить математические модели физических процессов.

Физика

Выпускник должен:

знать:

– основные законы и теории классической и современной физической науки, а также границы их применимости;

– методы измерения физических характеристик веществ и полей;

– физические основы методов исследования вещества;

– принципы экспериментального и теоретического изучения физических явлений и процессов;

уметь:

– применять законы физики для решения прикладных инженерных задач;

– использовать измерительные приборы при экспериментальном изучении физических и технологических процессов;

– обрабатывать и анализировать результаты экспериментальных измерений физических величин.

Химия

Выпускник должен:

знать:

- основные законы протекания химических процессов, химической термодинамики и кинетики;

- методы химической идентификации и определения веществ;

- новейшие достижения в области химии и перспективы их использования.

уметь:

- использовать основные понятия и законы химии в практических расчетах;

- использовать химические методы теоретических и экспериментальных исследований.

Теоретические основы химии

Выпускник должен:

знать:

- методы применения химических законов в современной промышленности;

- причинно-следственные связи изучаемых явлений;

- способы синтеза неорганических соединений с целью уменьшения потребления энергии;

- свойства новых материалов, повышающих надежность современной техники.

уметь:

- выявлять возможность замены сырья или улучшения его качества;

- оценивать результаты возможного воздействия технологических процессов на окружающую среду,

- проявлять профессиональные знания и эрудицию, позволяющие успешно решать вопросы использования новых материалов и достижений химической науки.

Информатика

Выпускник должен:

знать:

- технические и программные средства компьютера;

- технологии применения стандартных программ для обработки, хранения, поиска, извлечения информации и компьютерного моделирования технических задач;

- основы алгоритмизации и программирования инженерных задач;

уметь:

- работать со стандартным программным обеспечением и использовать современные информационные технологии;

- ставить прикладные задачи и разрабатывать алгоритмы их решения;

- реализовывать построенный алгоритм в виде собственной прикладной программы;

- использовать разработанные программные комплексы в профессиональной деятельности.

Механика жидкости и газа

Выпускник должен:

знать:

- основные понятия, соотношения и уравнения механики жидкостей и газов;

- методы расчета течений жидкостей и газов и трубопроводных систем;

- основные гидрогазодинамические процессы и описывающие их соотношения;

уметь:

- осуществлять расчет основных гидрогазодинамических процессов;

- выполнять измерения параметров гидрогазодинамических потоков;

- применять полученные знания для расчетов энергетических устройств.

Общепрофессиональные дисциплины

Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций и радиационная безопасность

Выпускник должен:

знать:

- наиболее вероятные чрезвычайные ситуации природного, техногенного, биологосоциального и социального характера, которые могут возникать на территории республики;

- возможные чрезвычайные ситуации и экологическою безопасность;

- ситуации экологического неблагополучия и их возможные последствия для медико-демографической ситуации в стране;

- способы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, правила поведения и выживания в них людей;

- механизмы обеспечения устойчивой работы объектов экономики и социальной сферы в чрезвычайных ситуациях;

уметь:

- прогнозировать и предупреждать чрезвычайные ситуации на своих участках работы и в быту;

- выживать в чрезвычайных ситуациях и ситуациях экологического неблагополучия;

- пользоваться методиками прогнозирования и оценки чрезвычайных ситуаций;

- выполнять мероприятия по противорадиационной защите.

Инженерная графика

Выпускник должен:

знать:

- образование чертежей по методу проецирования;

- графические способы решения позиционных и метрических геометрических задач;

- прикладные графические программы и компьютерное моделирование;

- геометрическое формообразование машиностроительных деталей;

- государственные стандарты по выполнению и оформлению чертежей;

уметь:

- строить проекционные изображения пространственных геометрических форм на плоскости;

- выполнять и читать машиностроительные чертежи, пользоваться при этом стандартами и справочниками;

- выполнять чертежи средствами компьютерной графики, строить трехмерные компьютерные модели деталей.

Метрология и стандартизация

Выпускник должен:

знать:

- теоретические основы измерений;

- систему обеспечения единства и требуемой точности измерений;

- систему технического нормирования и стандартизации;

- систему подтверждения соответствия;

уметь:

- выбирать методики выполнения измерений для решения типовых задач измерений;

- осуществлять математическую обработку результатов измерений;

- использовать универсальные средства измерений.

Организация производства и управление предприятием

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основы организации производства в рыночных условиях хозяйствования;

-элементы и составляющие производственного процесса и производственного цикла;

- факторы, влияющих на эффективность производственных операций;

- нормы труда и подходы к управлению персоналом на предприятиях;

- основные методы управления предприятием с использованием инновационных технологий;

уметь:

- проводить анализ производственных процессов предприятия, оценку длительности производственного цикла, находить пути ее сокращения;

- организовывать, мотивировать и нормировать труд работников для достижения предприятием конкурентных преимуществ;

- применять экономические, административные и социально-психологические методы управления;

- формировать кадровую политику предприятия;

- управлять инновационными проектами на предприятии.

Экономика предприятия

Выпускник должен:

знать:

- законы функционировании предприятия в рыночной экономике;

- источники и факторы снижения себестоимости продукции и ее влиянии на конкурентоспособность предприятия;

- способы повышения эффективности использования производственных ресурсов предприятия;

- пути повышения прибыли и рентабельности хозяйствующих субъектов;

уметь:

- проводить оценку основных и оборотных фондов предприятия, оценивать эффективность их использования;

- производить расчет себестоимости продукции;

- проводить оценку эффективности инвестиционных проектов;

- производить расчет прибыли и рентабельности предприятия.

Основы управления интеллектуальной собственностью

Выпускник должен:

знать:

- основные понятия и термины, основные международного права и национального законодательства в сфере интеллектуальной собственности;

- основные виды патентной информации и методику проведения патентных исследований;

- способы и порядок введения объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот, передачи прав на использование объектов интеллектуальной собственности;

- виды ответственности за нарушение прав правообладателей объектов интеллектуальной собственности и способы защиты этих прав;

уметь:

- выявлять объекты интеллектуальной собственности;

- оформлять и реализовать права на объекты интеллектуальной собственности в Республике Беларусь и за рубежом;

- организовать правовую охрану и эффективное использование объектов интеллектуальной собственности;

- проводить патентно-информационный поиск, оценивать патентоспособность и патентную чистоту предлагаемых технических решений.

Охрана труда

Выпускник должен:

знать:

- основы законодательства по охране труда, обязанности нанимателя по обеспечению охраны труда, виды ответственности за несоблюдение требований по охране труда;

- основы производственной санитарии, техники безопасности, пожарной и взрывной безопасности;

- мероприятия и средства защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

- порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

уметь:

- работать с нормативно-технической документацией по охране труда;

- производить оценку опасных и вредных производственных факторов, имеющих место на производстве и при выполнении технологических процессов;

- проводить инструктаж работающих по охране труда и обучение их безопасным приемам работы.

Информационные технологии

Выпускник должен:

знать:

- принципы устройства компьютерных сетей;

- принципы хранения и передачи информации в сетях;

- методы поиска информации в компьютерных сетях;

- способы создания и хранения информационных массивов;

- основы программирования для создания информационных сайтов;

уметь:

- пользоваться основными пакетами обработки информации;

- осуществлять поиск информации в сети INTERNET c помощью специальных поисковых программ;

- создавать собственные Web-сайты для хранения информации в сетях.

Термодинамика

Выпускник должен:

знать:

- законы термодинамики;

- молекулярно-кинетическую теорию;

- термодинамические свойства и характеристики веществ;

- циклы тепловых двигателей и трансформаторов тепла;

- методы обработки результатов и единицы измерений;

- термодинамический принцип смещения равновесия для предсказания оптимальных условий проведения термодинамического процесса;

уметь:

- рассчитывать термодинамические характеристики веществ и процессы для идеального и реального газа;

- рассчитывать циклы тепловых двигателей и трансформаторов тепла;

- примененять основные законы термодинамики для решения прикладных задач;

- использовать справочники термодинамических величин и табличных данных и термодинамические диаграммы.

- рассчитывать характеристики сосуществующих фаз и процессов фазовых превращений с помощью фазовых диаграмм состояния;

Теплопередача

Выпускник должен:

знать:

- основные понятия и законы теплопередачи;

- методы теоретического и экспериментального исследования процессов теплопроводности, конвективного теплообмена и излучения;

- методы расчета теплоиспользующих аппаратов;

уметь:

- применять основные законы теплопередачи для решения практических задач;

- проводить математический анализ инженерных задач, связанных с тепломассообменом в элементах энергетических установок;

- производить обработку результатов физических экспериментов методом теории подобия.

Прикладная механика

Выпускник должен:

знать:

- основные понятия законы и модели механики, способы и методы прочностных и кинематических расчетов, структуру и виды механизмов;

- конструкции, типаж, материалы и способы изготовления деталей машин общего назначения;

- инженерные методы расчета деталей и узлов машин, обеспечивающих требуемую их надежность;

уметь:

- выполнять инженерные расчеты деталей и узлов машин, обеспечивающих требуемую их надежность и долговечность;

- конструировать детали, узлы и приводы общемашиностроительного назначения;

- выполнять конструкторскую разработку деталей, узлов и приводов с применением норм проектирования, типовых проектов, стандартов и других нормативных материалов.

Электротехника и промышленная электроника

Выпускник должен:

знать:

- основные понятия о постоянном и переменном токе;

- понятия об активной, реактивной и полной мощностях;

- коэффициент мощности переменного синусоидального тока;

- трехфазные цепи;

- электрические машины;

- полупроводниковые приборы и преобразователи;

- схемы на логических элементах;

уметь:

- производить расчеты цепей постоянного и переменного синусоидального токов и трехфазных цепей;

- осуществлять выбор трансформаторов и двигателей, диодов тиристоров и транзисторов.

- производить вычисления в двоичной системе счисления.

Энергосбережение

Выпускник должен:

знать:

- основные направления государственной политики в области энергосбережения;

- способы производства, транспорта и потребления тепловой и электрической энергии и основные пути повышения их эффективности;

- экологические и экономические проблемы энергетики и основные пути их решения,

- методы реализации проектного подхода и инвестиционной деятельности в области энергосбережения,

уметь:

- реализовывать системный подход к организации энергоэффективности,

- осуществлять оценку технологических процессов и устройств, с точки зрения их энергоэффективности;

- внедрять в практическую деятельность современные информационные технологии, формировать и использовать базы данных энергоэффективных технологических процессов, агргатов и устройств;

- использовать и пропагандировать основные методы энергосбережения.

Основы менеджмента

Выпускник должен:

знать:

- теорию и передовой управленческий опыт;

- возможности творческого подхода в различных ситуациях;

- формы эффективного воздействия на персонал как индивидуально, так и в группе;

- факторы влияния на психологический климат в коллективе;

- способы утверждения корпоративной культуры среди персонала;

уметь:

- использовать теорию и передовой опыт управления в решении конкретных практических задач;

- провести анализ внешней и внутренней среды организации;

- разработать маркетинговую программу выхода на рынок;

- составить программу стратегического развития организации с выделением и реализацией конкурентных преимуществ;

- разработать программу PR-менеджмента по формированию имиджа и репутации организации.

Основы экологии

Выпускник должен:

знать:

- закономерности взаимодействия общества и природы;

- основные экологические проблемы современности;

- методы и способы рационального использования природных ресурсов;

- принципы устойчивого развития;

уметь:

- ставить и решать природоохранные задачи;

- дать экологическую характеристику предприятия;

- проводить измерения нормируемых показателей состояния окружающей среды;

- производить расчеты и оценивать экономический ущерб окружающей среде от техногенного воздействия.

Промышленная экология

Выпускник должен:

знать:

- закономерности взаимодействия общества и природы;

- влияние объектов энергетики на окружающую среду;

- основные экологические проблемы современности;

- методы и способы рационального использования природных ресурсов;

- законодательные акты в области охраны окружающей среды;

уметь:

- ставить и решать природоохранные задачи;

- дать экологическую характеристику предприятия;

- проводить измерения нормируемых показателей состояния окружающей среды;

- производить расчеты и оценивать экономический ущерб окружающей среде от техногенного воздействия.

Специальные дисциплины

Введение в специальность

Выпускник должен:

знать:

- основные энергетические проблемы Республики Беларусь и государственные планы по их решению;

- основные требования к будущему специалисту;

- топливно-энергетические ресурсы и основных потребителей энергии Беларуси;

- основные пути повышения энергоэффективности хозяйственного комплекса и обеспечения энергобезопасности Республики.

уметь:

- использовать критерии энергоэффективности и энергобезопасности;

- оценивать энергоемкость технологических процессов;

- рационально организовывать свой учебный процесс.

Автоматизированные системы управления энергопотреблением

Выпускник должен:

знать:

- основные принципы построения автоматизированных систем управления и регулирования.

- параметры регулирования огневых энергетических установок, технологических и вспомогательных потребителей энергии;

- основные типовые звенья САР и их реальные физические прототипы; основные задающие, сравнивающие устройства, усилители и т.д.;

- частотный и временной анализ элементарных звеньев САР;

- основные принципы регулирования, устойчивости, передаточные функции и динамические характеристики САР.

уметь:

- применить принципы: автоматизации производственных и технологических процессов,

- основ теории автоматизированного управления,

- построения АСУ и устройства типовых звеньев АСУ,

- построения органов информации (датчиков) и органов управления АСУ.

- проектировать простейшие АСУ на основе принципов проектирования и эксплуатации современных систем автоматического управления в электро и теплоэнергетике.

Учет, контроль и регулирование энергоресурсов

Выпускник должен:

знать:

- современные методы и приборы учета, контроля и регулирования энергоресурсов при производстве, распределении и потреблении энергии;

- передовые системы диспетчеризации, централизованного управления и регулирования в энергопотребляющих производствах и ЖКХ;

- основные технические решения и тенденции в развитии энергосберегающих устройств и технологических процессов.

уметь:

- организовать контроль и учет использования энергоресурсов в энергопотребляющих процессах и производствах;

- определять наличие и целесообразность использования вторичных энергетических ресурсов;

- оценить целесообразность и экономическую эффективность применения автоматических и автоматизированных систем в энергопотребляющих производствах и ЖКХ.

Природные ресурсы и их использование

Выпускник должен:

знать:

- современное состояние и перспективы развития минерально-сырьевой базы Республики Беларусь;

- основные принципы рационального и комплексного использования природных ресурсов, его планирования и прогнозирования;

- экологические аспекты использования природных ресурсов;

уметь:

- осуществлять анализ технологических процессов и устройств, оценки их функционально-экономической эффективности, с точки зрения рационального использования топливно-энергетических ресурсов;

- применять принципы комплексного подхода к хозяйственному использованию всех видов природных ресурсов;

- пропагандировать идеи рационального и комплексного использования природных ресурсов на всех уровнях управления и в различных слоях населения.

Производство, транспорт и потребление электроэнергии

Выпускник должен:

знать:

- виды электростанций, конструкции и принцип действия основного электрооборудо­вания: генераторов, двигателей, трансформаторов, высоковольтных и низковольтных аппаратов;

- графики электрических нагрузок и методы их расчета;

- электрические схемы станций и подстанций;

- электрические схемы электроснабжения потребителей;

- методы компенсации реактивной мощности у потребителя;

- расчеты сетей высокого и низкого напряжения, выбор защиты проводов, кабелей, расчет электрических нагрузок и выбор трансформаторов;

уметь:

– разрабатывать схемы электроснабжения промышленных предприятий, рассчитывать нагрузки предприятий, выбирать провода и кабели, защитную и коммутационную аппа­ратуру, разрабатывать схемы внутреннего электроснабжения предприятий, выбирать трансформаторы и компенсирующие устройства.

– разрабатывать схемы электрических сетей, рассчитывать и выбирать основное элек­трооборудование;

– рассчитывать потери электрической энергии и разрабатывать мероприятия по повышению энергоэффективности.

Энергетическое планирование и финансы в сфере энергосбережения

Выпускник должен:

знать:

– основные методы системного подхода и принципы планирования и прогнозирования для больших энергетических систем и промышленного предприятия.

– принципы построения экономико-математических моделей, применяемые при оптимизации развития энергосистем и энергетического хозяйства предприятия;

– источники и принципы финансирования энергосберегающих проектов,

уметь:

– осуществлять системный подход, планирование и прогнозирование для больших энергетических систем и энергопотребления промышленного предприятия;

– строить экономико-математические модели, применяемые при оптимизации развития энергосистем и энергетического хозяйства предприятия;

– определять источники финансирования энергосберегающих проектов и обосновывать их экономическую эффективность.

Энергетический аудит и менеджмент

Выпускник должен:

знать:

– основные методы энергоаудита и энергоменеджмента;

– энергетическое хозяйство промышленных предприятий, источники энергопотерь;

– энергобаланс промышленных предприятий;

– стратегию обследования объектов для проведения энергосберегающих мероприятий;

уметь:

– применить принципы энергоаудита, энергоменеджмента;

– провести обследование энергетических объектов;

– провести анализ энергобаланса промышленных предприятий для составления плана энергосберегающих мероприятий;

– определить удельный расход топлино-энергетических ресурсов при выпуске продукции.

Вторичные энергетические ресурсы

Выпускник должен:

знать:

– методику определения потенциальных и возможных ВЭР в основных технологических процессах;

– конструкции систем и устройств утилизации ВЭР;

– экономическую оценку эффективности использования ВЭР;

уметь:

– рассчитывать базовые процессы и устройства для утилизации горючих, тепловых избыточного давления ВЭР;

– выполнить оценку возможности экономического и общего энергетического использования ВЭР в системах нагрева, испарения и сушильных процессах, принципов устройства и выбора конструкций новых энергосберегающих систем.

Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии

Выпускник должен:

знать:

- физические процессы, лежащие в основе использования возобновляемых источников энергии;

- технически возможный потенциал возобновляемых источников энергии;

- принципы работы нетрадиционных энергоисточников;

уметь:

- осуществлять выбор нетрадиционных и возобновляемых источников энергии для замещения невозобновляемых энергоресурсов;

- производить расчеты устройств, обеспечивающих использование возобновляемых источников энергии;

- оценивать эффективность внедренных технических решений и перспективность их применения на конкретных объектах.

Моделирование и оптимизация энергетических процессов и устройств

Выпускник должен:

знать:

– этапы моделирования энергетических процессов и устройств;

– основные принципы составления математических моделей и вычислительных алгоритмов на примере теплообменных устройств и электрических цепей;

– методы решения задач оптимизации;

уметь:

– использовать методы моделирования и оптимизации энергетических процессов и устройств;

– применять численные методы решения задач тепломассопереноса;

– использовать возможности прикладных пакетов по моделированию, обработке, анализу и представлению данных.

Энергопотребление в зданиях и сооружениях

Выпускник должен:

знать:

– факторы влияющие на тепловой режим зданий с учетом наружного климата и внутреннего микроклимата помещений;

– состав энергопотребляющих технических систем зданий и особенности их работы;

– специфику проведения энергетических аудита и менеджмента в зданиях и сооружениях;

уметь:

– рассчитывать теплоперенос через ограждающих конструкции зданий с учетом воздушного и влажностного режима, климата местности и микроклимата помещений;

– рассчитывать энергетическую нагрузку систем отопления, вентиляции и кондиционирования, искусственного освещения;

– планировать и реализовывать мероприятия по повышению энергоэффективности зданий.

Производство, транспорт и потребление тепловой энергии

Выпускник должен:

знать:

- принципы производства тепловой энергии, основные теплогенерирующие установки и способы теплоснабжения различных потребителей;

- устройство тепловых сетей, методы выбора и расчета теплоизоляционных конструкций;

- методы регулирования отпуска теплоты в системах теплоснабжения;

виды и особенности теплового потребления различных систем теплоснабжения;

уметь:

- производить выбор основного оборудования источников теплоснабжения;

- выполнять гидравлический и тепловой расчет теплопроводов;

- строить графики температур сетевой воды в централизованных системах теплоснабжения;

- определять тепловые нагрузки различных потребителей тепловой энергии различными методами.

Энергопреобразующие машины

Выпускник должен:

знать:

– гидромеханические и термодинамические процессы, происходящие в тепломеханическом оборудовании;

– методы расчетов процессов, происходящих в нагнетателях и тепловых двигателях;

уметь:

– осуществлять расчет процессов, происходящих в нагнетателях и тепловых двигателях;

– выбрать необходимый тип машины для работы в данных условиях эксплуатации;

– обеспечить правильную эксплуатацию машин, регулирование режимов их работы;

– выбрать наиболее экономичный режим работы устройств;

Промышленная теплоэнергетика

Выпускник должен:

знать:

– свойства топлив, включая местные топлива, и устройства для их сжигания;

– оборудование и принцип работы котельных установок и промышленных печей;

– работу тепловых двигателей: поршневых, паровых и газовых турбин;

– схемы и принцип работы тепловых электростанций, теплоэлектроцентралей и систем теплоснабжения промышленных предприятий;

уметь:

– рассчитывать теплоту сгорания топлива, состав, выход и энтальпию продуктов сгорания;

– рассчитывать параметры, характеризующие энергетическую эффективность котлов, промышленных печей, тепловых двигателей, трансформаторов тепла, систем теплоснабжения;

– организовывать эффективный процесс сжигания топлива для получения теплоты на производстве и использовать ее по назначению.

Физическая химия

В результате изучения дисциплины выпускник должен:

знать:

– термодинамические принципы описания химического равновесия;

– закономерности влияния различных факторов на состояние химического равновесия;

– закономерности влияния различных факторов на скорость химических реакций;

– закономерности протекания электрохимических процессов в гальванических элементах (химических источниках электрической энергии).

уметь:

– рассчитывать термодинамические характеристики химической реакции для заданных условий ее протекания;

– применять термодинамический принцип смещения равновесия для выбора оптимальных условий проведения химического и фазового превращения вещества;

– применять правило фаз Гиббса для объяснения фазовых превращений вещества, проводить термодинамический анализ и делать расчеты по диаграммам состояния одно- и двухкомпонентных систем;

– рассчитывать кинетические характеристики химической реакции.

Основы научных исследований и инновационной деятельности

Выпускник должен:

знать:

– цели и задачи фундаментальных и прикладных исследований;

– методологические основы экспериментальной работы;

– основные этапы и методы обработки результатов исследований;

– инновационные законы и цели инновационной деятельности;

– содержание, методы инновационной деятельности и основы ее организации; закономерности формирования инновационных стратегий;

– методы инновационного проектирования и бизнес-планирование разработок;

– основные законодательные и нормативные акты в области инноваций;

– зарубежный и отечественный опыт в области инноваций по специальности;

уметь:

– проводить исследования новых технологий, оборудования, проектов и решений с целью оценки их инновационного потенциала;

– определять конкурентоспособность продукции;

– определять цели инноваций и способы их достижения;

– применять методы анализа и организации внедрения инноваций.

Дисциплины, устанавливаемые ВУЗом и дисциплины специализаций

Дисциплины, устанавливаемые ВУЗом и дисциплины специалиацй должны обеспечивать формирование у студента следующих компетенций:

- производить оценки эффективности использования топливно-энергетических ресурсов;

- определять способы повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.

- оценивать энергоемкость наиболее существенных потребителей энергии;

- выбирать способы повышения энергоэффективности наиболее существенных потребителей энергии.

- разрабатывать и реализовывать политику и методологию энергосбережения в промышленности и жилищно-коммунальном хозяйстве;

- владеть основными технологиями использования топливно-энергетических ресурсов в промышленности (кроме химической и лесной отраслей) и жилищно-коммунальном хозяйстве;

- определять способы повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в промышленности (кроме химической и лесной отраслей) и жилищно-коммунальном хозяйстве;

‑ разрабатывать и внедрять энергоэффективные технологии производства и потребления энергии в промышленности (кроме химической и лесной отраслей) и жилищно-коммунальном хозяйстве;

5 Требования к содержанию и организации практик

Практики ознакомительная, общеинженерная, энерготехнологическая, преддипломная являются частью образовательного процесса подготовки специалистов, продолжением учебного процесса в производственных условиях и проводятся на передовых предприятиях, в учреждениях, организациях различных отраслей.

Практики направлены на закрепление в производственных условиях знаний и умений, полученных в процессе обучения в вузе, овладение навыками решения социально-профессиональных задач, производственными технологиями.

Практики организуются с учетом будущей специальности и специализации.

5.1 Ознакомительная практика

Целью практики является создание у студентов убежденности в правильном выборе специальности и развития интереса к ней.

Содержание практики: общее ознакомление со структурой и технологическим циклом предприятий, структурой и оборудованием энергетических цехов, с мероприятиями по охране окружающей среды и технике безопасности, ознакомление с производством и использованием тепла и электроэнергии.

В результате прохождения практики студенты должны:

знать:

- назначение теплоэнергетического и электрооборудования;

- технологию производства тепла и электроэнергии и их использование на предприятиях;

- мероприятия по охране окружающей среды, технике безопасности и охране труда;

уметь:

- представлять структурную схему предприятия;

- характеризовать основные функции инженера-энергетика- менеджера в сфере производства.

5.2 Общеинженерная практика

Целью практики является изучение производственно-хозяйственной деятельности предприятий, изготавливающих и эксплуатирующих энергосберегающее оборудование, технологических процессов изготовления оборудования.

Содержание практики: изучение структуры и организации подразделений промышленных предприятий, изготавливающих и использующих энергосберегающее оборудование, изучение основ технологических операций, изучение вопросов охраны труда и пожарной безопасности, охраны окружающей среды, закрепление и расширение знаний, полученных при изучении соответствующих дисциплин, обучение основам организационной и воспитательной деятельности в коллективе.
В результате прохождения практики студенты должны:

знать:

– технологию изготовления энергосберегающего оборудования;

– конструкции изготавливаемого и эксплуатируемого оборудования;

уметь:

– читать чертежи и технологические карты;

– выполнять отдельные технологические операции на рабочих местах;

– анализировать и обобщать производственную документацию.

5.3 Энерготехнологическая практика
актики является изучение производственно-хозяйственной деятельности энергетических подразделений предприятий, технологических процессов производства и систем распределения энергоносителей, устройства и эксплуатации энергетического оборудования, закрепления и расширения знаний по дисциплинам: "Производство, транспорт и потребление тепловой энергии", "Производство, транспорт и потребление электроэнергии", "Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии", "Учет, контроль и регулирование энергоресурсов", "Автоматизированные системы управления энергопотреблением", "Энергетическое планирование и финансы в сфере энергосбережения", "Энергетический аудит и менеджмент".

Содержание практики: изучение структуры и организации энергетических подразделений промышленных предприятий, изучение основ создания и эксплуатации энергосберегающего оборудования, изучение методов повышения эффективности работы оборудования, вопросов охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности, охраны окружающей среды на предприятии.

В результате прохождения практики студенты должны

знать:

- технологию и условия эксплуатации промышленных объектов;

- назначение и конструкции технологического и энергосберегающего оборудования;

- организацию работы и технико-экономические показатели оборудования и предприятия;

уметь:

- читать тепловые и электрические схемы;

- анализировать и обобщать производственную документацию;

- технико-экономические показатели работы предприятия.

5.4 Преддипломная практика

Целью практики является сбор материалов по дипломному проекту (работе), а также непосредственная практическая подготовка к самостоятельной работе в должности инженера-менеджера.

Содержание практики: сбор материалов для дипломного проекта (работы), обобщение, систематизация, закрепление и углубление знаний по дисциплинам специальности, приобретение навыков в проведении исследовательской работы, ознакомление с вопросами организации научно-исследовательской работы, патентоведения, изобретательской деятельности, изучение организации проектно-конструкторской работы, порядка разработки, прохождения и утверждения проектной, конструкторской и технической документации .

В результате прохождения практики студенты должны

знать:

– состояние использования энергоресурсов на предприятии, изучаемом в соответствии с темой дипломного проекта;

– методику технико-экономического обоснования;

– применяемые технологические схемы и оборудование;

– средства контроля и автоматизации производственных процессов;

– вопросы охраны труда и окружающей среды;

уметь:

- выполнить анализ технологических схем и технико-экономическое обоснование принятых инженерных решений;

- выполнить патентный поиск;

- определить инженерные методы решения задач повышения эффективности работы энергетического оборудования и использования энергоресурсов;

- предусмотреть мероприятия по охране окружающей среды.

6 Общие требования к контролю качества и средствам диагностики

Оценка знаний студента на курсовых и государственных экзаменах, курсовых дифференцированных зачетах, при защите курсовых проектов (работ), сдаче зачетов по практикам, защите дипломных проектов (работ) производится по 10-балльной шкале. Для оценки знаний и компетентности студентов используются критерии, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.

Для контроля качества образования, в том числе применения компьютерного тестирования используются следующие средства диагностики:

– типовые задания;

– тесты по отдельным разделам и дисциплине в целом;

– письменные контрольные работы;

– устный опрос во время занятий;

– расчетно-графические работы;

– коллоквиумы;

– составление рефератов по отдельным разделам дисциплины;

– выступления студентов на семинарах;

– защита курсовых проектов (работ);

– защита отчетов по производственным практикам;

– письменный экзамен, устный экзамен;

– государственный экзамен;

– защита дипломных проектов (работ).

7 Требования к итоговой государственной аттестации выпускника

7.1 Общие требования

Итоговая аттестация выпускника включает государственный экзамен по специальности и специализации, защиту дипломного проекта (работы), позволяющие определить теоретическую и практическую готовность выпускника к выполнению социально-профессиональных задач.

7.2 Требования к государственному экзамену

Государственный экзамен по специальности и специализации проводится на заседании Государственной экзаменационной комиссии.