Стандарт специальность - 1-36 20 01 «Низкотемпературная техника»
Подготовка специалистов в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Образовательными стандартами специальностей.
Образовательный стандарт специальности «Низкотемпературная техника» ОСРБ 1-36 20 01-2008 разработан Белорусским национальным техническим университетом и введен в действие с 1 сентября 2008.
Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования к обеспечению образовательного процесса и итоговой государственной аттестации выпускника.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ.
Специальность - 1-36 20 01 Низкотемпературная техника
Квалификация «Инженер- механик»
ВЫШЭЙШАЯ АДУКАЦЫЯ. ПЕРШАЯ СТУПЕНЬ.
Спецыяльнасць - 1-36 20 01 Нiзкатэмпературная тэхника
Кваліфікацыя «Iнжынер-механiк»
HIGHER EDUCATION. FIRST DEGREE.
Speciality - 1-36 20 01 Low Temperature Equipment
Qualification «Mechanical-engineer»
Основные положения стандарта
1 Общая характеристика специальности
1.1 Подготовка выпускника по специальности «Низкотемпературная техника» обеспечивает получение профессиональной квалификации «Инженер-механик».
1.2 Специальность в соответствии с ОКРБ 011-2001 относится к профилю I «Техника и технологии» подготовки специалистов с высшим образованием и имеет обозначение 1-36 20 01.
Согласно ОКРБ 011 по данной специальности предусматриваются следующие специализации1:
- 1-36 20 01 01 Холодильные машины и установки;
- 1-36 20 01 02 Оборудование для кондиционирования воздуха;
- 1-36 20 01 03 Криогенная техника.
1.3 Предшествующий уровень образования должен быть не ниже общего среднего образования и подтверждаться документом об образовании государственного образца.
1.4 Вступительные экзамены устанавливаются в соответствии с утвержденными Правилами приема в высшие учебные заведения Республики Беларусь по следующим дисциплинам:
– белорусский язык или русский язык (по выбору);
– математика;
– физика.
1.5 Подготовка специалистов предусматривает следующие формы обучения: очная (дневная), заочная.
1.6 Нормативный срок подготовки специалиста при дневной форме обучения составляет 5 лет и оценивается не менее чем в 300 зачетных единиц.
Нормативный срок подготовки специалиста по заочной форме обучения увеличивается соответственно на 1 год.
2 Квалификационная характеристика специалиста
2.1 Сфера профессиональной деятельности:
– производство (проектирование, монтаж, наладка, ремонт и эксплуатация холодильных установок);
– образование (вспомогательное обеспечение учебного процесса в лабораториях кафедр технических вузов по специальным дисциплинам специальности «Низкотемпературная техника», ассистирование на учебных занятиях, обучение производственного персонала);
– наука (исследование рабочих процессов холодильных машин и параметров других элементов холодильных установок).
2.2 Объектами профессиональной деятельности являются низкотемпературные установки и системы предприятий пищевой, перерабатывающей, химической и других отраслей промышленности, транспорта, торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.
2.3 Выпускник вуза после адаптации за период до 1 года должен быть компетентным в следующих видах деятельности:
– производственно-технологической;
– проектно-конструкторской;
– монтажно-наладочной;
– ремонтно-эксплуатационной;
– научно-исследовательской;
– образовательно-педагогической;
– организационно-управленческой;
– инновационной.
2.4 Выпускник вуза должен быть компетентен решать следующие профессиональные задачи:
– проектирование отдельных аппаратов, а также систем производства, транспорта и потребления холода;
– монтаж, наладка, испытание, ремонт и техническое обслуживание аппаратов и систем низкотемпературной техники;
– управление технологическими процессами производства холода;
– разработка и освоение нового оборудования и процессов производства, транспорта и потребления холода;
– оценка результатов, в том числе технико-экономический анализ технологических процессов и результатов профессиональной деятельности.
– выработка и принятие решений в процессе управления персоналом;
– планирование и организация производства, осуществление управления производственной деятельностью и контроль над реализацией принятых решений;
– обучение производственного персонала.
3 Требования к профессиональным компетенциям
Выпускник должен обладать следующими профессинальными компетенциями по видам деятельности, быть способным:
в производственно-технологической деятельности:
- знать устройство и процессы, определяющие функционирования холодильного оборудования и систем холодоснабжения;
- знать в достаточном объеме экономику предприятия;
- уметь прогнозировать экономические и технологические последствия принимаемых решений;
- иметь достаточный объем знаний в области энергосбережения и умения применять их в области профессиональной деятельности;
- ставить производственные задачи, находить пути их решения, контролировать ход их выполнения;
- широко применять средства автоматизированного управления, диспетчеризации и компьютеризации производственных процессов;
- знать правовые и специальные вопросы охраны труда и применять их в своей деятельности;
- знать методы защиты персонала и технологического оборудования от чрезвычайных ситуаций;
в проектно-конструкторской деятельности:
- знать нормативно-технические требования и литературу в области проектирования установок холодоснабжения;
- уметь проектировать установки холодоснабжения и конструировать узлы и блоки систем производства, транспорта и потребления холода;
- знать правила оформления и согласования проектных материалов и конструкторской документации;
- знать основы стандартизации и взаимозаменяемости;
в монтажно-наладочной деятельности:
- знать правила монтажа и наладки холодильного оборудования и систем холодоснабжения;
- знать правила и особенности материально-технического обеспечения монтажно-наладочной деятельности;
- знать организационную структуру и особенности взаимодействия подразделений монтажных организаций;
в ремонтно-эксплуатационной деятельности:
- знать характеристики и технические требования на эксплуатацию обслуживаемого оборудования;
- знать правила ремонта и диагностики холодильного оборудования и систем холодоснабжения;
- составлять и контролировать выполнение графиков ремонта и обслуживания эксплуатируемого оборудования;
в научно-исследовательской деятельности:
– знать приборную базу, правила, а также иметь практические навыки в измерении параметров функционирования оборудования для производства, транспорта и потребления холода;
- уметь осуществлять исследование и анализ рабочих процессов холодильных машин и других элементов холодильных установок;
-осуществлять научно-исследовательскую деятельность и опытно-экспериментальные работы в пределах квалификационной характеристики специальности;
в образовательно-педагогической деятельности:
– иметь профессиональные знания и осуществлять преподавательскую деятельность в пределах квалификационной характеристики специальности;
– уметь осуществлять вспомогательное обеспечение учебного процесса в лабораториях кафедр технических вузов по специальным дисциплинам специальности «Низкотемпературная техника»;
– ассистировать на учебных занятиях в вузах;
– планировать учебный процесс в малом коллективе;
– обучать и контролировать уровень знаний производственного персонала в области устройства, функционирования, ремонта и наладки обслуживаемого оборудования, а также знаний в области охраны труда и техники безопасности;
в инновационной деятельности:
- осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития, инновационным технологиям, проектам и решениям в области низкотемпературной техники;
- определять цели инноваций и способы их достижения;
- работать с научной, технической и патентной литературой;
- разрабатывать бизнес-планы создания нового оборудования, технологий, проекты модернизации объектов низкотемпературной техники;
- оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность разрабатываемого оборудования, технологий и планов модернизации объектов низкотемпературной техники;
- проводить опытно-конструкторские и технологические исследования для создания нового оборудования и технологий, их опытно-промышленную проверку и испытания.
4 Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям по дисциплинам
4.1 Цикл естественнонаучных дисциплин
Математика
Выпускник должен:
знать:
– методы математического анализа, аналитической геометрии, линейной алгебры, решения дифференциальных уравнений;
– основы теории функции комплексного переменного, операционного исчисления, теории поля;
– основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики;
– основные математические методы решения инженерных задач.
уметь:
– решать математически формализованные задачи линейной алгебры и аналитической геометрии;
– дифференцировать и интегрировать функции, вычислять интегралы по фигуре, решать дифференциальные уравнения и системы дифференциальных уравнений;
– ставить и решать вероятностные задачи и производить статистическую обработку опытных данных;
– строить математические модели физических процессов.
Физика
Выпускник должен:
знать:
– основные понятия, законы и физические модели механики, физики колебаний, статистической физики и термодинамики, электричества и магнетизма квантовой физики;
– новейшие достижения в области физики и перспективы их использования в науке и технике;
– методы теоретического и экспериментального исследования в физике;
- методы численной оценки порядка исследуемых величин.
уметь:
– применять основные законы физики для решения прикладных инженерных задач;
– использовать основные измерительные приборы;
– производить обработку результатов экспериментов.
Химия
Выпускник должен:
знать:
- основные законы протекания химических процессов, химической термодинамики и кинетики;
- методы химической идентификации и определения веществ;
- новейшие достижения в области химии и перспективы их использования.
уметь:
- использовать основные понятия и законы химии в практических расчетах;
- использовать химические методы теоретических и экспериментальных исследований.
Основы экологии
Выпускник должен:
знать:
– основные сведения о биосфере и направлении ее эволюции;
– экологические проблемы современности (на примере Республики Беларусь), правовые аспекты охраны окружающей среды и экологического нормирования;
– владеть основными понятиями и законами экологических систем.
уметь:
- оценивать влияние инженерной деятельности на биосферу.
Информатика
Выпускник должен:
знать:
- технические и программные средства компьютера;
- основы алгоритмизации инженерных задач;
- программирование на алгоритмическом языке;
- технологии применения стандартных программ для компьютерного моделирования технических задач;
уметь:
- пользоваться техническими и программными средствами компьютера;
- разрабатывать алгоритмы решения инженерных задач;
- реализовывать разработанные алгоритмы в виде программ на алгоритмическом языке или с использованием стандартных программных комплексов;
- использовать разработанные программы и программные комплексы в профессиональной деятельности.
Дисциплины, устанавливаемые вузом, и по выбору студента
Дисциплины, устанавливаемые вузом, и по выбору студента должны обеспечивать формирование следующих компетенций:
– знание современных средств вычислительной техники, информационных технологий и их возможностей;
– умение программирования на ЭВМ и владение технологией применения стандартных программ для компьютерного моделирования технических задач.
4.2 Цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Общепрофессиональные дисциплины.
Теория механизмов и машин
Выпускник должен:
знать:
– методы анализа и синтеза механизмов, расчет кинематических и динамических характеристик машин;
– динамические модели и способы уравновешивания механизмов;
– основные виды механизмов и их структурный анализ;
– методы исследования механизмов и машин по критериям работоспособности;– силовой анализ и способы уравновешивания механизмов.
уметь:
– осуществлять структурный анализ и синтез механизмов;
- оценивать работоспособность механизмов;
– определять динамические характеристики механизмов и осуществлять их оценку.
Инженерная графика
Выпускник должен:
знать:
– современные средства компьютерной и машинной графики;
– профильные разделы Единой системы конструкторской документации (ЕСКД);
– основы начертательной геометрии;
– способы снятия размеров деталей, построения необходимых проекций и аксонометрий, изображения сечений;
– способы и приемы изображения предметов на плоскости, нанесения размеров, чтения чертежей и схем;
– основы строительного черчения;
– приемы и методы работы в среде AUTOCAD и других графических редакторах.
уметь:
– выполнять графические построения с помощью компьютера;
– выполнять и читать технические схемы, чертежи и эскизы деталей, узлов и агрегатов машин, сборочные чертежи и чертежей общего вида, составлять спецификации;
– пользоваться положениями ЕСКД, правилами оформления чертежей и составления технической документации.
Механика материалов
Выпускник должен:
знать:
– механические свойства материалов, требования к конструкционным материалам и влияние на них условий нагружения;
– критерии и теории прочности;
– методики расчета на прочность, жесткость и устойчивость элементов конструкций.
уметь:
– при решении инженерных задач прогнозировать закономерности поведения материальных тел и конструкций под действием сил различной природы.
Электротехника, электропривод и промышленная электроника
Выпускник должен:
знать:
– физические основы электротехники и электроники;
– устройство и особенности эксплуатации электрооборудования;
– вопросы электроснабжения промышленных предприятий;
– параметры и основы функционирования электрических цепей, электрических машин и электропривода;
– параметры и основы функционирования электротехнических и электронных элементов и устройств;
– принципы построения схем электроснабжения оборудования и производственных помещений;
– электроизмерительные и контролирующие приборы и устройства;
– принципы выбора и правила эксплуатации электрооборудования, подбора электронных приборов для осуществления технологических процессов.
уметь:
– работать и осуществлять оценку эффективности работы электрических машин и электронных устройств;
– осуществлять выбор и применять на практике правила эксплуатации электрооборудования и электронных приборов;
– составлять и рассчитывать простейшие электрические цепи.
Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность
Выпускник должен:
знать:
- наиболее вероятные чрезвычайные ситуации природного, техногенного, биолого-социального и социального характера, которые могут возникать на территории республики;
– научные и организационные меры по прогнозу, способам предупреждения и ликвидации последствий аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
– виды ионизирующего излучения и его влиянии на биологические объекты;
– методы защиты от ионизирующего излучения;
– способы очистки загрязненных сырья и материалов от радионуклидов;
– приборы и методы дозиметрического и радиометрического контроля;
– индивидуальные средства защиты;
– инженерные, технологические, химические и биохимические методы защиты окружающей среды.
уметь:
– организовывать ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
– прогнозировать развитие и оценивать степень опасности чрезвычайных условий, осуществлять выбор средств индивидуальной и коллективной защиты;
– пользоваться индивидуальными средствами защиты;
– оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Механика жидкости и газа
Выпускник должен:
знать:
- основные понятия, соотношения и уравнения механики жидкостей и газов;
- методы расчета течений жидкостей и газов и трубопроводных систем;
- основные гидрогазодинамические процессы и описывающие их соотношения;
уметь:
- осуществлять расчет основных гидрогазодинамических процессов;
- выполнять измерения параметров гидрогазодинамических потоков;
- применять полученные знания для расчетов энергетических устройств.
Теоретическая механика
Выпускник должен:
знать:
– основные понятия и законы механики;
– основные теоретические положения статики, кинематики и динамики материальной точки и механической системы;
– методы расчетов статических и динамичеких систем, узлов и механизмов машин.
уметь:
– развивать самостоятельность и творческий подход к проблемам постановки задач и принятию различных инженерных решений;
– применять основные законы и теоремы механики для решения прикладных инженерных задач;
- пользоваться фундаментальной и специальной технической литературой.
Техническая термодинамика
Выпускник должен:
знать:
– основные законы термодинамики;
– параметры и основные законы изменения состояния жидкости, газовых смесей, пара и влажного воздуха;
– термодинамические циклы и их характеристики;
– термодинамические диаграммы состояния рабочих тел низкотемпературной техники;
– таблицы термодинамических свойств веществ;
– методы исследования термодинамических процессов;
– методами оценки и повышения энергетической эффективности термодинамических циклов;
– расчеты параметров термодинамических процессов и циклов.
уметь:
– применять термодинамические диаграммы состояния рабочих тел для анализа режимов работы низкотемпературной техники;
– применять методы термодинамики для оценки и повышения энергетической эффективности термодинамических циклов;
- оценивать и рассчитывать изменение параметров веществ в термодинамических циклах.
Тепломассообмен
Выпускник должен:
знать:
– законы переноса вещества и энергии;
– закономерности теплофизических процессов в объектах низкотемпературной техники;
– особенности различных процессов тепломассообмена;
– характеристики температурного поля и теплового потока;
– методы теории подобия;
– способы интенсификации процессов тепло- и массообмена;
– методики теплового расчета теплообменных аппаратов;
– методы экспериментального исследования тепло- и массообменного оборудования.
уметь:
– осуществлять расчет тепловой и температурный расчет теплообменных процессов и аппаратов;
- осуществлять оценку тепломассообменного оборудования по техническим и эксплуатационным характеристикам;
- применять законы тепло- и массопереноса для повышения эффективности технологического оборудования;
– проводить испытания теплообменных аппаратов.
Энергосбережение и энергетический менеджмент
Выпускник должен:
знать:
– проблемы энергосбережения и рационального использования энергетических ресурсов;
– энергетические ресурсы Республики Беларусь;
– традиционные и альтернативные способы получения, преобразования и использования энергии;
– законодательные и нормативные акты в области энергосбережения;
– методы оценки энергетической эффективности энергосберегающего оборудования;
– способы энерготехнологического комбинирования;
– элементы учета и контроля потребления энергии;
– методы анализа энергетических и материальных балансов при передаче и потреблении энергии.
уметь:
- разрабатывать и применять в практической деятельности мероприятия по снижению энергопотребления предприятием и отдельными энергопотребляющими установками;
– осуществлять анализ и оценку эффективности основных способов использования и передачи энергии, использования нетрадиционных и вторичных энергоресурсов.
Автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП )
Выпускник должен:
знать:
– элементы теории автоматического контроля и управления технологическими процессами;
– основные технические средства автоматизации;
уметь:
– синтезировать алгоритмы контроля и автоматического управления параметрами технологических процессов;
– составлять схемные решения систем автоматического контроля и управления параметрами технологических процессов.
Основы управления интеллектуальной собственностью
Выпускник должен:
знать:
- основные понятия об интеллектуальной собственности;
- основные сведения о правовой защите и управлении интеллектуальной собственностью.
уметь:
- обеспечить защиту создаваемой интеллектуальной собственности;
- на правовой основе применять в практической деятельности объекты правовой собственности.
Дисциплины, устанавливаемые вузом или по выбору студента.
Дисциплины, устанавливаемые вузом и по выбору студентов должны обеспечивать формирование следующих компетенций:
- знание модульной системы, конструктивных элементов зданий, промышленных предприятий и холодильников;
- знание основных строительных материалов, изделий и конструкций, основных положений строительных нормативных документов;
- знание инженерного оборудования жилых зданий, промышленных объектов и холодильников (систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха);
- владение методологий автоматизированного проектирования, составом и структурой современных САПР;
- знание основ моделирования и оптимизации технологических процессов и оборудования;
- знание состава и свойств скоропортящихся продуктов;
- знание характера влияния низких температур на свойства пищевых продуктов и режимов холодильной обработки пищевых продуктов;
- знание принципов машиностроительного производства, применяемого оборудования и оснастки;
– знание технологии обработки деталей и техпроцесса сборки машин;
– знание теории точности обработки, теории базирования, учения о припусках при проектировании технологических процессов механической обработки;
- владение основными принципами построения единой системы допусков и посадок; государственной системы стандартизации и построения систем допусков и посадок;
- знание реальных термодинамических циклов работы холодильных машин;
- знание особенностей гидрогазодинамики и тепломассообмена в элементах холодильных машин и оборудования систем холодоснабжения.
- умение осуществлять оценку режимов работы инженерного оборудования зданий;
- умение читать строительные чертежи;
- умение пользоваться пакетами прикладных программ, используемых для автоматизации проектирования;
- умение составлять текстовые и графические документы с использованием средств САПР;
- умение осуществлять выбор рациональных технологических процессов низкотемпературной обработки продуктов;
– умение осуществлять выбор материалов для деталей машин и рациональные способы их обработки; умение проводить анализ технологичности заготовок и выбора способа их получения; умение выбирать оборудование и оснастку для изготовления деталей;
– умение применять приборы и методы для проведения технических измерений, определять погрешность измерений;
- умение анализировать реальные термодинамические процессы работы холодильных машин, процессы тепло- и массопереноса в элементах холодильных машин и оборудовании.
Специальные дисциплины.
Материаловедение и технология конструкционных материалов
Выпускник должен:
знать:
– основные виды металлических и неметаллических конструкционных материалов;
– технологические способы получения и обработки конструкционных материалов;
– строение металлических и неметаллических материалов, фазовые и структурные изменения в них;
– причины возникновения, виды коррозии металлов и методы защиты от коррозии;
– методы и режимы термической и химико-термической и т.д. обработки материалов.
уметь:
– определять механические свойства материалов, используемых в машиностроении;
– выбирать в соответствии с конкретными условиями эксплуатации вид конструкционного материала;
- выбирать методы упрочнения заготовок и деталей с целью получения требуемых механических характеристик.
Охрана труда
Выпускник должен:
знать:
– инженерные, организационные и правовые основы охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности на предприятии; обязанности нанимателя по обеспечению охраны труда, виды ответственности за несоблюдение требований по охране труда;
– методы контроля условий труда на производстве, разработки организационных и технических мероприятий на стадии проектирования и эксплуатации объектов;
– основы гигиены труда и производственной санитарии;
– правила пожарной безопасности;
– теорию риска, принципы, методы и средства обеспечения безопасности;
– психологические и эргономические основы безопасности;
- порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
уметь:
– пользоваться правовыми, организационными и инженерными основами обеспечения безопасных и здоровых условий труда;
– пользоваться методами контроля условий труда на производстве, разрабатывать организационные и технические мероприятияй на стадии проектирования и эксплуатации объектов;
– применять правила техники безопасности при эксплуатации технологического оборудования;
– анализировать влияние опасных и вредных производственных факторов и прогнозировать их воздействия на работающих;
– анализировать и изучать причины и последствия производственного травматизма и профзаболеваемости.
Детали машин
Выпускник должен:
знать:
- типовые конструкции деталей машин, их свойства и области применения;
- виды отказов деталей машин и их основные критерии работоспособности и расчета;
- основы теории и расчета деталей машин;
- основы конструирования деталей машин, элементы машинной графики и оптимизации проектирования;
- основы методологии проектирования и конструирования.
уметь:
- самостоятельно на основании справочной литературы, действующих стандартов и графических материалов (прототипов) проектировать и конструировать несложные изделия требуемого назначения;
- учитывать при конструировании изделий требования технологичности, экономичности, надежности, унификации и стандартизации, промышленной эстетики, охраны труда, экологии;
- правильно выбирать и рационально применять конструкционные материалы для деталей машин;
- оформлять графическую и текстовую конструкторскую документацию в соответствии с требованиями ЕСКД и ЕСТД;
- пользоваться при подготовке расчетной и графической документации программными средствами и САПР.
Экономика предприятия
Выпускник должен:
знать:
– экономические ресурсы предприятия и их характеристики;
– издержки производства и себестоимость продукции, цены и рентабельность;
– инновационная деятельность на предприятии;
– прогнозирование и планирование, анализ деятельности предприятия;
– основы анализа и планирования экономического эксперимента;
– условия организации, регистрации и ликвидации предприятия;
– методы нормирования труда и управления предприятием;
– методику составления бизнес-плана.
уметь:
– оценивать экономическую эффективность производства;
– оценивать эффективность деятельности предприятия;
– оценивать и прогнозировать экономические последствия принимаемых решений;
– осуществлять расчет издержек производства, себестоимости продукции, финансовых показателей.
Организация производства и управление предприятием
Выпускник должен:
знать:
–предприятие как производственную систему;
– формы и системы материального стимулирования труда;
– формы общественной организации производства;
– методы оптимизации и системного анализа производственных процессов;
уметь:
– рассчитывать в зависимости от определяющих факторов показатели использования производственных ресурсов;
– разрабатывать и оценивать управленческие решения, синтезировать управленческие структуры;
– проводить расчеты экономической эффективности проектируемого технологического оборудования или процесса при создании нового или реконструкции действующего производства;
– организовывать производство и эффективную работу трудового коллектива на основе современных методов управления.
Основы научных исследований и инновационной деятельности
Выпускник должен:
знать:
- цели и задачи фундаментальных и прикладных исследований;
- методологические основы теоретических и экспериментальных исследований;
- основные этапы и методы обработки результатов исследований;
- инновационные законы и цели инновационной деятельности;
- содержание, методы инновационной деятельности и основы ее организации; закономерности формирования инновационных стратегий;
- методы инновационного проектирования и разработки бизнес-планов внедрения разработок;
- основные законодательные и нормативные акты в области инноваций;
- зарубежный и отечественный опыт в области инноваций по специальности;
уметь:
- проводить теоретические и экспериментальные исследования показателей новых технологий, оборудования, проектов и решений с целью оценки их инновационного потенциала;
- определять конкурентоспособность продукции;
- определять цели инноваций и способы их достижения;
- применять методы анализа и организации внедрения инноваций.
Дисциплины, устанавливаемые вузом и по выбору студентов должны обеспечивать формирование следующих компетенций:
- знание конструктивных элементов и инженерного оборудования зданий холодильников различного производственного назначения;
- знание правил эксплуатации, ремонта и наладки инженерного оборудования холодильников;
- знание приборов и техники специальных измерений при эксплуатации, ремонте и наладке холодильных машин и установок;
- знание особенностей конструкции и эксплуатации холодильных машин и установок на транспорте;
- знание методов обеспечения надежности и долговечности холодильных машин и установок и их элементов;
- знание средств автоматизированного управления, диспетчеризации и компьютеризации производственных процессов производства, транспорта и потребления холода;
5 Требования к содержанию и организации практик
Практики (ознакомительная, слесарная, технологическая, организационно-технологическая, преддипломная и др.) являются частью образовательного процесса подготовки специалистов, продолжением учебного процесса в производственных условиях и проводятся на передовых предприятиях, имеющих в составе инженерного оборудования низкотемпературную технику, в конструкторских и проектных учреждениях и организациях.
Практики направлены на закрепление в производственных условиях знаний и умений, полученных в процессе обучения в вузе, овладение навыками решения социально-профессиональных задач, передовыми технологиями и методами труда.
Практики организуются с учетом будущей специальности и специализации.
Ознакомительная практика
Цель практики – знакомство с устройством и функционированием различных холодопотребляющих объектов, установками и оборудованием промышленных предприятий, связанных с получением или использованием низких температур. Ознакомление со структурой административного и оперативного управления, правилами внутреннего распорядка предприятия. Изучение технологических процессов низкотемпературных производств, работы холодильных машин и установок.
Технологическая практика
Приобретение практических знаний по монтажу, технической эксплуатации и ремонту холодильных машин и установок и другого низкотемпературного оборудования в производственных условиях. Получение квалификации монтажника холодильного оборудования и трубопроводов. Знакомство с материалами, применяемыми в холодильной технике. Освоение методов сборки трубопроводов и агрегатов холодильных машин. Освоение методов контроля качества выполняемых монтажных работ. Ознакомление с методикой стендовых испытаний отдельных узлов или всего низкотемпературного оборудования в целом.
Организационно-технологическая практика
Углубление знаний, полученных при прохождении технологической практики. Приобретение навыков в составлении технологического процесса изготовления или ремонта отдельных деталей и агрегатов. Изучение схем низкотемпературных установок и их особенностей. Ознакомление с применением низкотемпературных технологий в производственных условиях. Изучение теплоизоляционных конструкций низкотемпературных объектов. Освоение правил устройства и безопасной эксплуатации низкотемпературных машин и установок. Изучение структуры холодопотребляющих предприятий, правил и методов обучения, контроля знаний и управления персоналом. Приобретение навыков в организации производственной деятельности.
Преддипломная практика.
Изучение технологических показателей объекта, назначенного для дипломного проектирования, изучение конструктивных, технологических и энергетических параметров холодильных установок. Ознакомление с проектами близких по назначению холодопотребляющих объектов, изучение правил безопасной эксплуатации холодильных машин и установок, холодопотребляющих объектов. Ознакомление с мероприятиями по энергосбережению, по охране труда, защите окружающей среды. Ознакомление с основными технико-экономическими показателями предприятия. Сбор и анализ материалов для дипломного проектирования.
6 Общие требования к контролю качества и средствам диагностики
Оценка знаний студента на курсовых и государственных экзаменах, курсовых дифференцированных зачетах, при защите курсовых проектов (работ), сдаче зачетов по практикам, защите дипломных проектов (работ) производится по 10-балльной шкале. Для оценки знаний и компетентности студентов используются критерии, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.
Для контроля качества образования, в том числе применения компьютерного тестирования используются следующие средства диагностики:
- типовые задания;
- тесты по отдельным разделам и дисциплине в целом;
- письменные контрольные работы;
- устный опрос во время занятий;
- расчетно-графические работы;
- коллоквиумы;
- составление рефератов по отдельным разделам дисциплины;
- выступления студентов на семинарах;
- защита курсовых проектов (работ);
- защита отчетов по производственным практикам;
- письменный экзамен, устный экзамен;
- государственный экзамен;
- защита дипломных проектов (работ).
7 Требования к итоговой государственной аттестации выпускника
7.1 Общие требования
7.1.1 Итоговая аттестация выпускника включает государственный экзамен по специальности и специализации, защиту дипломной работы (проекта), позволяющие определить теоретическую и практическую готовность выпускника к выполнению социально-профессиональных задач.
7.1.2 Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, проводятся в соответствии с образовательной программой первой ступени высшего образования, установленной настоящим стандартом.
7.2 Требования к государственному экзамену
Государственный экзамен по специальности и специализации проводится на заседании Государственной экзаменационной комиссии.
Программа и порядок проведения государственного экзамена по специальности разрабатываются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.
7.3 Требования к дипломной работе (проекту)
Требования к структуре, содержанию, объему и порядку защиты дипломной работы (проекта) определяются вузом на основании настоящего образовательного стандарта и Положения об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденного Министерством образования РБ.