Стандарт специальность - 1-36 20 01 «Низкотемпературная техника»

Подготовка специалистов в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Образовательными стандартами специальностей.

Образовательный стандарт специальности «Низкотемпературная техника» ОСРБ 1-36 20 01-2008 разработан Белорусским национальным техническим университетом и введен в действие с 1 сентября 2008.

Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования к обеспечению образовательного процесса и итоговой государственной аттестации выпускника.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ.

Специальность - 1-36 20 01 Низкотемпературная техника

Квалификация «Инженер- механик»

ВЫШЭЙШАЯ АДУКАЦЫЯ. ПЕРШАЯ СТУПЕНЬ.

Спецыяльнасць - 1-36 20 01 Нiзкатэмпературная тэхника

Кваліфікацыя «Iнжынер-механiк»

HIGHER EDUCATION. FIRST DEGREE.

Speciality - 1-36 20 01 Low Temperature Equipment

Qualification «Mechanical-engineer»

Основные положения стандарта

1 Общая характеристика специальности

1.1 Подготовка выпускника по специальности «Низкотемпературная техника» обеспечивает получение профессиональной квалификации «Инженер-механик».

1.2 Специальность в соответствии с ОКРБ 011-2001 относится к профилю I «Техника и технологии» подготовки специалистов с высшим образованием и имеет обозначение 1-36 20 01.

Согласно ОКРБ 011 по данной специальности предусматриваются следующие специализации1:

- 1-36 20 01 01 Холодильные машины и установки;

- 1-36 20 01 02 Оборудование для кондиционирования воздуха;

- 1-36 20 01 03 Криогенная техника.

1.3 Предшествующий уровень образования должен быть не ниже общего среднего образования и подтверждаться документом об образовании государственного образца.

1.4 Вступительные экзамены устанавливаются в соответствии с утвержденными Правилами приема в высшие учебные заведения Республики Беларусь по следующим дисциплинам:

– белорусский язык или русский язык (по выбору);

– математика;

– физика.

1.5 Подготовка специалистов предусматривает следующие формы обучения: очная (дневная), заочная.

1.6 Нормативный срок подготовки специалиста при дневной форме обучения составляет 5 лет и оценивается не менее чем в 300 зачетных единиц.

Нормативный срок подготовки специалиста по заочной форме обучения увеличивается соответственно на 1 год.

2 Квалификационная характеристика специалиста

2.1 Сфера профессиональной деятельности:

– производство (проектирование, монтаж, наладка, ремонт и эксплуатация холодильных установок);

– образование (вспомогательное обеспечение учебного процесса в лабораториях кафедр технических вузов по специальным дисциплинам специальности «Низкотемпературная техника», ассистирование на учебных занятиях, обучение производственного персонала);

– наука (исследование рабочих процессов холодильных машин и параметров других элементов холодильных установок).

2.2 Объектами профессиональной деятельности являются низкотемпературные установки и системы предприятий пищевой, перерабатывающей, химической и других отраслей промышленности, транспорта, торговли, общественного питания и бытового обслужива­ния населения.

2.3 Выпускник вуза после адаптации за период до 1 года должен быть компетентным в следующих видах деятельности:

– производственно-технологической;

– проектно-конструкторской;

– монтажно-наладочной;

– ремонтно-эксплуатационной;

– научно-исследовательской;

– образовательно-педагогической;

– организационно-управленческой;

– инновационной.

2.4 Выпускник вуза должен быть компетентен решать следующие профессиональные задачи:

– проектирование отдельных аппаратов, а также систем производства, транспорта и потребления холода;

– монтаж, наладка, испытание, ремонт и техническое обслуживание аппаратов и систем низкотемпературной техники;

– управление технологическими процессами производства холода;

– разработка и освоение нового оборудования и процессов производства, транспорта и потребления холода;

– оценка результатов, в том числе технико-экономический анализ технологических процессов и результатов профессиональной деятельности.

– выработка и принятие решений в процессе управления персоналом;

– планирование и организация производства, осуществление управления производственной деятельностью и контроль над реализацией принятых решений;

– обучение производственного персонала.

3 Требования к профессиональным компетенциям

Выпускник должен обладать следующими профессинальными компетенциями по видам деятельности, быть способным:

в производственно-технологической деятельности:

- знать устройство и процессы, определяющие функционирования холодильного оборудования и систем холодоснабжения;

- знать в достаточном объеме экономику предприятия;

- уметь прогнозировать экономические и технологические последствия принимаемых решений;

- иметь достаточный объем знаний в области энергосбережения и умения применять их в области профессиональной деятельности;

- ставить производственные задачи, находить пути их решения, контролировать ход их выполнения;

- широко применять средства автоматизированного управления, диспетчеризации и компьютеризации производственных процессов;

- знать правовые и специальные вопросы охраны труда и применять их в своей деятельности;

- знать методы защиты персонала и технологического оборудования от чрезвычайных ситуаций;

в проектно-конструкторской деятельности:

- знать нормативно-технические требования и литературу в области проектирования установок холодоснабжения;

- уметь проектировать установки холодоснабжения и конструировать узлы и блоки систем производства, транспорта и потребления холода;

- знать правила оформления и согласования проектных материалов и конструкторской документации;

- знать основы стандартизации и взаимозаменяемости;

в монтажно-наладочной деятельности:

- знать правила монтажа и наладки холодильного оборудования и систем холодоснабжения;

- знать правила и особенности материально-технического обеспечения монтажно-наладочной деятельности;

- знать организационную структуру и особенности взаимодействия подразделений монтажных организаций;

в ремонтно-эксплуатационной деятельности:

- знать характеристики и технические требования на эксплуатацию обслуживаемого оборудования;

- знать правила ремонта и диагностики холодильного оборудования и систем холодоснабжения;

- составлять и контролировать выполнение графиков ремонта и обслуживания эксплуатируемого оборудования;

в научно-исследовательской деятельности:

– знать приборную базу, правила, а также иметь практические навыки в измерении параметров функционирования оборудования для производства, транспорта и потребления холода;

- уметь осуществлять исследование и анализ рабочих процессов холодильных машин и других элементов холодильных установок;

-осуществлять научно-исследовательскую деятельность и опытно-экспериментальные работы в пределах квалификационной характеристики специальности;

в образовательно-педагогической деятельности:

– иметь профессиональные знания и осуществлять преподавательскую деятельность в пределах квалификационной характеристики специальности;

– уметь осуществлять вспомогательное обеспечение учебного процесса в лабораториях кафедр технических вузов по специальным дисциплинам специальности «Низкотемпературная техника»;

– ассистировать на учебных занятиях в вузах;

– планировать учебный процесс в малом коллективе;

– обучать и контролировать уровень знаний производственного персонала в области устройства, функционирования, ремонта и наладки обслуживаемого оборудования, а также знаний в области охраны труда и техники безопасности;

в инновационной деятельности:

- осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития, инновационным технологиям, проектам и решениям в области низкотемпературной техники;

- определять цели инноваций и способы их достижения;

- работать с научной, технической и патентной литературой;

- разрабатывать бизнес-планы создания нового оборудования, технологий, проекты модернизации объектов низкотемпературной техники;

- оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность разрабатываемого оборудования, технологий и планов модернизации объектов низкотемпературной техники;

- проводить опытно-конструкторские и технологические исследования для создания нового оборудования и технологий, их опытно-промышленную проверку и испытания.

4 Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям по дисциплинам

4.1 Цикл естественнонаучных дисциплин

Математика

Выпускник должен:

знать:

– методы математического анализа, аналитической геометрии, линейной алгебры, решения дифференциальных уравнений;

– основы теории функции комплексного переменного, операционного исчисления, теории поля;

– основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики;

– основные математические методы решения инженерных задач.

уметь:

– решать математически формализованные задачи линейной алгебры и аналитической геометрии;

– дифференцировать и интегрировать функции, вычислять интегралы по фигуре, решать дифференциальные уравнения и системы дифференциальных уравнений;

– ставить и решать вероятностные задачи и производить статистическую обработку опытных данных;

– строить математические модели физических процессов.

Физика

Выпускник должен:

знать:

– основные понятия, законы и физические модели механики, физики колебаний, статистической физики и термодинамики, электричества и магнетизма квантовой физики;

– новейшие достижения в области физики и перспективы их использования в науке и технике;

– методы теоретического и экспериментального исследования в физике;

- методы численной оценки порядка исследуемых величин.

уметь:

– применять основные законы физики для решения прикладных инженерных задач;

– использовать основные измерительные приборы;

– производить обработку результатов экспериментов.

Химия

Выпускник должен:

знать:

- основные законы протекания химических процессов, химической термодинамики и кинетики;

- методы химической идентификации и определения веществ;

- новейшие достижения в области химии и перспективы их использования.

уметь:

- использовать основные понятия и законы химии в практических расчетах;

- использовать химические методы теоретических и экспериментальных исследований.

Основы экологии

Выпускник должен:

знать:

– основные сведения о биосфере и направлении ее эволюции;

– экологические проблемы современности (на примере Республики Беларусь), правовые аспекты охраны окружающей среды и экологического нормирования;

– владеть основными понятиями и законами экологических систем.

уметь:

- оценивать влияние инженерной деятельности на биосферу.

Информатика

Выпускник должен:

знать:

- технические и программные средства компьютера;

- основы алгоритмизации инженерных задач;

- программирование на алгоритмическом языке;

- технологии применения стандартных программ для компьютерного моделирования технических задач;

уметь:

- пользоваться техническими и программными средствами компьютера;

- разрабатывать алгоритмы решения инженерных задач;

- реализовывать разработанные алгоритмы в виде программ на алгоритмическом языке или с использованием стандартных программных комплексов;

- использовать разработанные программы и программные комплексы в профессиональной деятельности.

Дисциплины, устанавливаемые вузом, и по выбору студента

Дисциплины, устанавливаемые вузом, и по выбору студента должны обеспечивать формирование следующих компетенций:

– знание современных средств вычислительной техники, информационных технологий и их возможностей;

– умение программирования на ЭВМ и владение технологией применения стандартных программ для компьютерного моделирования технических задач.

4.2 Цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Общепрофессиональные дисциплины.

Теория механизмов и машин

Выпускник должен:

знать:

– методы анализа и синтеза механизмов, расчет кинематических и динамических характеристик машин;

– динамические модели и способы уравновешивания механизмов;

– основные виды механизмов и их структурный анализ;

– методы исследования механизмов и машин по критериям работоспособности;– силовой анализ и способы уравновешивания механизмов.

уметь:

– осуществлять структурный анализ и синтез механизмов;

- оценивать работоспособность механизмов;

– определять динамические характеристики механизмов и осуществлять их оценку.

Инженерная графика

Выпускник должен:

знать:

– современные средства компьютерной и машинной графики;

– профильные разделы Единой системы конструкторской документации (ЕСКД);

– основы начертательной геометрии;

– способы снятия размеров деталей, построения необходимых проекций и аксонометрий, изображения сечений;

– способы и приемы изображения предметов на плоскости, нане­сения размеров, чтения чертежей и схем;

– основы строительного черчения;

– приемы и методы работы в среде AUTOCAD и других графических редакторах.

уметь:

– выполнять графические построения с помощью компьютера;

– выполнять и читать технические схемы, чертежи и эскизы деталей, узлов и агрегатов машин, сборочные чертежи и чертежей общего вида, составлять спецификации;

– пользоваться положениями ЕСКД, правилами оформления чертежей и составления технической документации.

Механика материалов

Выпускник должен:

знать:

– механические свойства материалов, требования к конструкционным материалам и влияние на них условий нагружения;

– критерии и теории прочности;

– методики расчета на прочность, жесткость и устойчивость элементов конструкций.

уметь:

– при решении инженерных задач прогнозировать закономерности поведения материальных тел и конструкций под действием сил различной природы.

Электротехника, электропривод и промышленная электроника

Выпускник должен:

знать:

– физические основы электротехники и электроники;

– устройство и особенности эксплуатации электрооборудования;

– вопросы электроснабжения промышленных предприятий;

– параметры и основы функционирования электрических цепей, электрических машин и электро­привода;

– параметры и основы функционирования электротехнических и электронных элементов и устройств;

– принципы построения схем электроснабжения оборудования и произ­вод­ственных помещений;

– электроизмерительные и контролирующие приборы и устройства;

– принципы выбора и правила эксплуатации электро­оборудования, подбора электронных приборов для осуществления технологических процессов.

уметь:

– работать и осуществлять оценку эффективности работы электрических машин и электронных устройств;

– осуществлять выбор и применять на практике правила эксплуатации электро­оборудования и электронных приборов;

– составлять и рассчитывать простейшие электрические цепи.

Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность

Выпускник должен:

знать:

- наиболее вероятные чрезвычайные ситуации природного, техногенного, биолого-социального и социального характера, которые могут возникать на территории республики;

– научные и организационные меры по прогнозу, способам предупреждения и ликвидации последствий аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

– виды ионизирующего излучения и его влиянии на биоло­гичес­кие объекты;

– методы защиты от ионизирующего излучения;

– способы очистки загрязненных сырья и материалов от радионуклидов;

– приборы и методы дозиметрического и радиометрического контроля;

– индивидуальные средства защиты;

– инженерные, технологические, химические и биохимические методы защиты окружающей среды.

уметь:

– организовывать ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

– прогнозировать развитие и оценивать степень опасности чрезвычайных условий, осуществлять выбор средств индивидуальной и коллективной защиты;

– пользоваться индивидуальными средствами защиты;

– оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Механика жидкости и газа

Выпускник должен:

знать:

- основные понятия, соотношения и уравнения механики жидкостей и газов;

- методы расчета течений жидкостей и газов и трубопроводных систем;

- основные гидрогазодинамические процессы и описывающие их соотношения;

уметь:

- осуществлять расчет основных гидрогазодинамических процессов;

- выполнять измерения параметров гидрогазодинамических потоков;

- применять полученные знания для расчетов энергетических устройств.

Теоретическая механика

Выпускник должен:

знать:

– основные понятия и законы механики;

– основные теоретические положения статики, кинематики и динамики материальной точки и механической системы;

– методы расчетов статических и динамичеких систем, узлов и механизмов машин.

уметь:

– развивать самостоятельность и творческий подход к проблемам постановки задач и принятию различных инженерных решений;

– применять основные законы и теоремы механики для решения прикладных инженерных задач;

- пользоваться фундаментальной и специальной технической литературой.

Техническая термодинамика

Выпускник должен:

знать:

– основные законы термодинамики;

– параметры и основные законы изменения состояния жидкости, газовых смесей, пара и влажного воздуха;

– термодинамические циклы и их характеристики;

– термодинамические диаграммы состояния рабочих тел низко­температурной техники;

– таблицы термодинамических свойств веществ;

– методы исследования термодинамических процессов;

– методами оценки и повышения энергетической эффективности термодинамических циклов;

– расчеты параметров термодинамических процессов и циклов.

уметь:

– применять термодинамические диаграммы состояния рабочих тел для анализа режимов работы низко­температурной техники;

– применять методы термодинамики для оценки и повышения энергетической эффективности термодинамических циклов;

- оценивать и рассчитывать изменение параметров веществ в термодинамических циклах.

Тепломассообмен

Выпускник должен:

знать:

– законы переноса вещества и энергии;

– закономерности теплофизических процессов в объек­тах низкотемпературной техники;

– особенности различных процессов тепломассообмена;

– характеристики температурного поля и теплового потока;

– методы теории подобия;

– способы интенсификации процессов тепло- и массообмена;

– методики теплового расчета теплообменных аппаратов;

– методы экспериментального исследования тепло- и массообменного оборудования.

уметь:

– осуществлять расчет тепловой и температурный расчет теплообменных процессов и аппаратов;

- осуществлять оценку тепломассообменного оборудования по техническим и эксплуатационным характеристикам;

- применять законы тепло- и массопереноса для повышения эффективности технологического оборудования;

– проводить испытания теплообменных аппаратов.

Энергосбережение и энергетический менеджмент

Выпускник должен:

знать:

– проблемы энергосбережения и рационального использования энергетических ресурсов;

– энергетические ресурсы Республики Беларусь;

– традиционные и альтернативные способы получения, преобразо­вания и использования энергии;

– законодательные и нормативные акты в области энерго­сбе­режения;

– методы оценки энергетической эффективности энергосберегаю­щего оборудования;

– способы энерготехнологического комбинирования;

– элементы учета и контроля потребления энергии;

– методы анализа энергетических и материальных балансов при передаче и потреблении энергии.

уметь:

- разрабатывать и применять в практической деятельности мероприятия по снижению энергопотребления предприятием и отдельными энергопотребляющими установками;

– осуществлять анализ и оценку эффективности основных способов использования и передачи энергии, использования нетрадиционных и вторич­ных энергоресурсов.

Автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП )

Выпускник должен:

знать:

– элементы теории автоматического контроля и управления техно­ло­гическими процессами;

– основные технические средства автоматизации;

уметь:

– синтезировать алгоритмы контроля и автоматического управления параметрами технологических процессов;

– составлять схемные решения систем автоматического контроля и управления параметрами технологических процессов.

Основы управления интеллектуальной собственностью

Выпускник должен:

знать:

- основные понятия об интеллектуальной собственности;

- основные сведения о правовой защите и управлении интеллектуальной собственностью.

уметь:

- обеспечить защиту создаваемой интеллектуальной собственности;

- на правовой основе применять в практической деятельности объекты правовой собственности.

Дисциплины, устанавливаемые вузом или по выбору студента.

Дисциплины, устанавливаемые вузом и по выбору студентов должны обеспечивать формирование следующих компетенций:

- знание модульной системы, конструктивных элементов зданий, промышленных предприятий и холо­дильников;

- знание основных строительных материалов, изделий и конструкций, основных положений строительных нормативных документов;

- знание инженерного оборудования жилых зданий, промышленных объектов и холодильников (систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха);

- владение методологий автоматизированного проектирования, составом и структурой современных САПР;

- знание основ моделирования и оптимизации технологических процессов и оборудования;

- знание состава и свойств скоропортящихся продуктов;

- знание характера влияния низких температур на свойства пищевых продуктов и режимов холодильной обработки пищевых продуктов;

- знание принципов машиностроительного производства, применяемого оборудования и оснастки;

– знание технологии обработки деталей и техпроцесса сборки машин;

– знание теории точности обработки, теории базирования, учения о припусках при проектировании технологических процессов меха­нической обработки;

- владение основными принципами построения единой системы допусков и посадок; государственной системы стандартизации и построения систем допусков и посадок;

- знание реальных термодинамических циклов работы холодильных машин;

- знание особенностей гидрогазодинамики и тепломассообмена в элементах холодильных машин и оборудования систем холодоснабжения.

- умение осуществлять оценку режимов работы инженерного оборудования зданий;

- умение читать строительные чертежи;

- умение пользоваться пакетами прикладных программ, используемых для автоматизации проектирования;

- умение составлять текстовые и графические документы с исполь­зованием средств САПР;

- умение осуществлять выбор рациональных технологических процессов низко­темпера­турной обработки продуктов;

– умение осуществлять выбор материалов для деталей машин и рациональные способы их обработки; умение проводить анализ технологичности заготовок и выбора спосо­ба их получения; умение выбирать оборудование и оснастку для изготовления деталей;

– умение применять приборы и методы для проведения технических измерений, определять погрешность измерений;

- умение анализировать реальные термодинамические процессы работы холодильных машин, процессы тепло- и массопереноса в элементах холодильных машин и оборудовании.

Специальные дисциплины.

Материаловедение и технология конструкционных материалов

Выпускник должен:

знать:

– основные виды металлических и неметаллических конструк­цион­ных материалов;

– технологические способы получения и обработки конструк­ционных материалов;

– строение металлических и неметаллических материалов, фазовые и структурные изменения в них;

– причины возникновения, виды коррозии металлов и методы защиты от коррозии;

– методы и режимы термической и химико-термической и т.д. обработки материалов.

уметь:

– определять механические свойства материалов, используемых в машиностроении;

– выбирать в соответствии с конкретными условиями эксплуатации вид конструкционного материала;

- выбирать методы упрочнения заготовок и деталей с целью полу­чения требуемых механических характеристик.

Охрана труда

Выпускник должен:

знать:

– инженерные, организационные и правовые основы охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности на предприятии; обязанности нанимателя по обеспечению охраны труда, виды ответственности за несоблюдение требований по охране труда;

– методы контроля условий труда на производстве, разработки организационных и технических мероприятий на стадии проекти­рования и эксплуатации объектов;

– основы гигиены труда и производственной санитарии;

– правила пожарной безопасности;

– теорию риска, принципы, методы и средства обеспечения без­опасности;

– психологические и эргономические основы безопасности;

- порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

уметь:

– пользоваться правовыми, организационными и инженерными основами обес­пе­чения безопасных и здоровых условий труда;

– пользоваться методами контроля условий труда на производстве, разрабатывать организационные и технические мероприятияй на стадии проектиро­вания и эксплуатации объектов;

– применять правила техники безопасности при эксплуатации техноло­гического оборудования;

– анализировать влияние опасных и вредных производственных факторов и прогнозировать их воздействия на работающих;

– анализировать и изучать причины и последствия производственного травматизма и проф­заболеваемости.

Детали машин

Выпускник должен:

знать:

- типовые конструкции деталей машин, их свойства и области применения;

- виды отказов деталей машин и их основные критерии работоспособности и расчета;

- основы теории и расчета деталей машин;

- основы конструирования деталей машин, элементы машинной графики и оптимизации проектирования;

- основы методологии проектирования и конструирования.

уметь:

- самостоятельно на основании справочной литературы, действующих стандартов и графических материалов (прототипов) проектировать и конструировать несложные изделия требуемого назначения;

- учитывать при конструировании изделий требования технологичности, экономичности, надежности, унификации и стандартизации, промышленной эстетики, охраны труда, экологии;

- правильно выбирать и рационально применять конструкционные материалы для деталей машин;

- оформлять графическую и текстовую конструкторскую документацию в соответствии с требованиями ЕСКД и ЕСТД;

- пользоваться при подготовке расчетной и графической документации программными средствами и САПР.

Экономика предприятия

Выпускник должен:

знать:

– экономические ресурсы предприятия и их характеристики;

– издержки производства и себестоимость продукции, цены и рентабельность;

– инновационная деятельность на предприятии;

– прогнозирование и планирование, анализ деятельности предприятия;

– основы анализа и планирования экономического эксперимента;

– условия организации, регистрации и ликвидации предприятия;

– методы нормирования труда и управления предприятием;

– методику составления бизнес-плана.

уметь:

– оценивать экономическую эффективность производства;

– оценивать эффективность деятельности предприятия;

– оценивать и прогнозировать экономические последствия принимаемых решений;

– осуществлять расчет издержек производства, себестоимости продукции, финансовых показателей.

Организация производства и управление предприятием

Выпускник должен:

знать:

–предприятие как производственную систему;

– формы и системы материального стимулирования труда;

– формы общественной организации производства;

– методы оптимизации и системного анализа производственных процессов;

уметь:

– рассчитывать в зависимости от определяющих факторов показатели использования производственных ресурсов;

– разрабатывать и оценивать управленческие решения, синтезировать управленческие структуры;

– проводить расчеты экономической эффективности проектируе­мого технологического оборудования или процесса при создании нового или реконструк­ции действующего производства;

– организовывать производство и эффективную работу трудового коллектива на основе современных методов управления.

Основы научных исследований и инновационной деятельности

Выпускник должен:

знать:

- цели и задачи фундаментальных и прикладных исследований;

- методологические основы теоретических и экспериментальных исследований;

- основные этапы и методы обработки результатов исследований;

- инновационные законы и цели инновационной деятельности;

- содержание, методы инновационной деятельности и основы ее организации; закономерности формирования инновационных стратегий;

- методы инновационного проектирования и разработки бизнес-планов внедрения разработок;

- основные законодательные и нормативные акты в области инноваций;

- зарубежный и отечественный опыт в области инноваций по специальности;

уметь:

- проводить теоретические и экспериментальные исследования показателей новых технологий, оборудования, проектов и решений с целью оценки их инновационного потенциала;

- определять конкурентоспособность продукции;

- определять цели инноваций и способы их достижения;

- применять методы анализа и организации внедрения инноваций.

Дисциплины, устанавливаемые вузом и по выбору студентов должны обеспечивать формирование следующих компетенций:

- знание конструктивных элементов и инженерного оборудования зданий холо­дильников различного производственного назначения;

- знание правил эксплуатации, ремонта и наладки инженерного оборудования холодильников;

- знание приборов и техники специальных измерений при эксплуатации, ремонте и наладке холодильных машин и установок;

- знание особенностей конструкции и эксплуатации холодильных машин и установок на транспорте;

- знание методов обеспечения надежности и долговечности холодильных машин и установок и их элементов;

- знание средств автоматизированного управления, диспетчеризации и компьютеризации производственных процессов производства, транспорта и потребления холода;

5 Требования к содержанию и организации практик

Практики (ознакомительная, слесарная, технологическая, организационно-технологическая, преддипломная и др.) являются частью образовательного процесса подготовки специалистов, продолжением учебного процесса в производственных условиях и проводятся на передовых предприятиях, имеющих в составе инженерного оборудования низкотемпературную технику, в конструкторских и проектных учреждениях и организациях.

Практики направлены на закрепление в производственных условиях знаний и умений, полученных в процессе обучения в вузе, овладение навыками решения социально-профессиональных задач, передовыми техно­логиями и методами труда.

Практики организуются с учетом будущей специальности и специализации.

Ознакомительная практика

Цель практики – знакомство с устройством и функционированием различных холодопотребляющих объектов, установками и оборудо­ванием промышленных предприятий, связанных с получением или ис­пользованием низких температур. Ознакомление со структурой админи­стративного и оперативного управления, правилами внутреннего распо­рядка предприятия. Изучение технологических процессов низкотемпературных произ­водств, работы холодильных машин и установок.

Технологическая практика

Приобретение практических знаний по монтажу, технической экс­плуатации и ремонту холодильных машин и установок и другого низ­котемпературного оборудования в производственных условиях. Получение квалификации монтажника холодильного оборудования и трубопроводов. Знакомство с материалами, применяемыми в холодильной технике. Освоение методов сборки трубопроводов и агрегатов холодильных машин. Освоение методов контроля каче­ства выполняемых монтажных работ. Ознакомление с методикой стендовых испытаний отдельных узлов или всего низкотемпературного оборудова­ния в целом.

Организационно-технологическая практика

Углубление знаний, полученных при прохождении технологической практики. Приобретение навыков в составлении технологического процесса изготовления или ремонта отдельных деталей и агрегатов. Изуче­ние схем низкотемпературных установок и их особенностей. Ознаком­ление с применением низкотемпературных технологий в производственных условиях. Изучение теплоизоляционных конструкций низкотемпера­турных объектов. Освоение правил устройства и безопасной эксплуата­ции низкотемпературных машин и установок. Изучение структуры холодопотребляющих предприятий, правил и методов обучения, контроля знаний и управления персоналом. Приобретение навыков в организации производственной деятельности.

Преддипломная практика.

Изучение технологических показателей объекта, назначенного для дипломного проектирования, изучение конструктивных, технологических и энергетических параметров холодильных установок. Ознакомление с проектами близких по назначению холодопотребляющих объектов, изучение правил безопасной эксплуатации холодильных ма­шин и установок, холодопотребляющих объектов. Ознакомление с мероприятиями по энергосбережению, по охране труда, защите окружающей среды. Ознакомление с основными технико-эко­номическими показателями предприятия. Сбор и анализ мате­риалов для дипломного проектирования.

6 Общие требования к контролю качества и средствам диагностики

Оценка знаний студента на курсовых и государственных экзаменах, курсовых дифференцированных зачетах, при защите курсовых проектов (работ), сдаче зачетов по практикам, защите дипломных проектов (работ) производится по 10-балльной шкале. Для оценки знаний и компетентности студентов используются критерии, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.

Для контроля качества образования, в том числе применения компьютерного тестирования используются следующие средства диагностики:

- типовые задания;

- тесты по отдельным разделам и дисциплине в целом;

- письменные контрольные работы;

- устный опрос во время занятий;

- расчетно-графические работы;

- коллоквиумы;

- составление рефератов по отдельным разделам дисциплины;

- выступления студентов на семинарах;

- защита курсовых проектов (работ);

- защита отчетов по производственным практикам;

- письменный экзамен, устный экзамен;

- государственный экзамен;

- защита дипломных проектов (работ).

7 Требования к итоговой государственной аттестации выпускника

7.1 Общие требования

7.1.1 Итоговая аттестация выпускника включает государственный экзамен по специальности и специализации, защиту дипломной работы (проекта), позволяющие определить теоретическую и практическую готовность выпускника к выполнению социально-профессиональных задач.

7.1.2 Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, проводятся в соответствии с образовательной программой первой ступени высшего образования, установленной настоящим стандартом.

7.2 Требования к государственному экзамену

Государственный экзамен по специальности и специализации проводится на заседании Государственной экзаменационной комиссии.

Программа и порядок проведения государственного экзамена по специальности разрабатываются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.

7.3 Требования к дипломной работе (проекту)

Требования к структуре, содержанию, объему и порядку защиты дипломной работы (проекта) определяются вузом на основании настоящего образовательного стандарта и Положения об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденного Министерством образования РБ.